Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-150/2020 ~ М-134/2020 от 23.03.2020

Дело № 2-150/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             

пос. Пестяки                                                                                   21 мая 2020 года

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующей судьи Губиной О.Н.,

при секретаре Марковой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Пестяковского района Тимошкина С.А., прокурора Пестяковского района Сосниной О.В.,

рассмотрев 20 и 21 мая 2020 года в открытом судебном заседании в пос. Пестяки гражданское дело по иску прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Михайловой О.В. возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Михайловой О.В. о принудительном медицинском обследовании.

       Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пестяковского района проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения законодательства со стороны Михайловой О.В., освобожденной из исправительного учреждения, выразившиеся в не прохождении обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза. Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. В п. 4.12 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.2.3114-13, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года № 60 установлено, что лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых двух лет после освобождения по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) проходят профилактические медицинские осмотры 2 раза в год.

          По результатам проведенной проверки установлено, что Михайлова О.В. освободилась из мест лишения свободы 10 мая 2018 года. Согласно информации, представленной ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», последний раз профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза ответчиком пройден 19.03.2019 года.

         Из вышеизложенного следует, что Михайловой О.В. не соблюдается возложенная на неё законом обязанность по прохождению 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения из исправительного учреждения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

          Уклонение Михайловой О.В. от обязанности по прохождению медицинского обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но и его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, как следствие, его запоздалое лечение. Ответчик создает угрозу жизни и здоровью других граждан, неопределенного круга лиц.     

         Ответчик Михайлова О.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом по месту жительства путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением.

         Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. Возражений суду не представил, об отложении не просил.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся участников процесса, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», ответчика Михайловой О.В.

           С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.

            Заместитель прокурора Пестяковского района Тимошкин С.А., прокурор Пестяковского района Соснина О.В. исковые требования поддержали в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

           Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

          Положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

         Положениями ст. 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ч. 2). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ч. 3).

         В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного закона охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

         Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

         В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Согласно частям 1, 2 статьи 27 указанного выше закона граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

         Исходя из требований части 1, пункта 1 части 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

         В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

          Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.

           В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

          Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

          Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

         Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» к профилактике туберкулеза отнесен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        В п. 4.12. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года № 60 (в действующей редакции) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» установлено, что по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.

         Из материалов дела следует, что Михайлова О.В. отбывала наказание в местах лишения свободы и освободилась в мае 2018 года. По сообщению ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» Михайлова О.В. последний раз профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза проходила 19.03.2019 года. С этого момента и до настоящего времени обследование с целью выявления туберкулеза она не проходила.

          Суд соглашается с позицией представителя истца о том, что уклонение ответчика от прохождения флюорографического обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, то есть, затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

          При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          На основании ст. 11 Федерального закона от 18 июня 2011 года № 77-ФЗ медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

           В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурором заявлено требование об исполнении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр с целью выявления туберкулеза в течение 20 дней с момент вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является достаточным для исполнения решения суда и разумным.

          В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

         Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры, обращающиеся в суды с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

           Таким образом, с Михайловой О.В. надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333. 19 НК РФ) в доход Пестяковского муниципального района.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

             Исковые требования прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Михайловой О.В. возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза удовлетворить.

             Обязать Михайлову О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.

    Взыскать с Михайловой О.В. в доход бюджета Пестяковского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

             Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

              Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

     Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

       

              Председательствующий судья:              подпись                  О.Н. Губина

                

             Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2020 года.

2-150/2020 ~ М-134/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пестяковского района
Ответчики
Михайлова Ольга Викторовна
Другие
ОБУЗ "Пестяковская ЦРБ"
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Губина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Производство по делу приостановлено
08.05.2020Производство по делу возобновлено
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
15.07.2020Дело оформлено
18.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее