Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-804/2023 ~ М-689/2023 от 30.06.2023

                                                                                     Мотивированное решение составлено 20.09.2023 г.

Дело № 2 – 804/2023         УИД 76RS0011-01-2023-000966-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года                                                                                              г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе

судьи Кривко М.Л.,

при секретаре Белянцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Ярославской области о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерский пункт соответствующим образом,

у с т а н о в и л:

Угличский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, в котором с учетом уточнения просил возложить на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» обязанность обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в. п. Алтыново Угличского района в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, а именно: стол инструментальный 1 шт., электрокардиограф портативный 1шт., автоматический дефибриллятор 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., тонометр для измерения артериального давления 1 шт. В обоснование заявления указано, что Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ». Согласно положений Устава ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально обособленные. Проверкой установлено, что Алтыновский ФАП, является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», расположен по адресу: Ярославская область, Угличский р-н, п.Алтыново. ФАП оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО - 76-01002635 от 12.08.2019 на осуществление медицинской деятельности. В нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, на ФАП отсутствует следующее медицинское оборудование: стол инструментальный 1 шт., электрокардиограф портативный 1шт., автоматический дефибриллятор 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., тонометр для измерения артериального давления 1 шт. Отсутствие перечисленных медикаментов, медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи свидетельствует о грубом нарушении их прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели. Медицинское оборудование отсутствует на ФАП ввиду отсутствия бюджетных сред на дооснащение ФАПа в соответствии со Стандартом. Указанное медицинское оборудование, является необходимым, без которого ФАП не сможет в полном объеме оказать первичную медикосанитарную помощь. Отсутствие необходимого медицинского оборудовании в ФАП может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних на гарантированные Конституцией Российской Федерации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В судебном заседании старший помощник Угличского межрайонного прокурора Шурыгина А.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области, являющегося правопреемником Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные пояснения, в которых ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что являясь главным распорядителем бюджетных средств в рамках компетенции, осуществляет распоряжение денежными средствами в соответствии с установленными лимитами по согласованию с департаментом финансов Ярославской области. Департамент финансов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по управлению государственными финансами Ярославской области, в связи с чем денежные средства, необходимые для оборудования ФАПа ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» находятся в компетенции Департамента финансов Ярославской области. Возложение на Департамент обязанности осуществить финансирование мероприятий, нарушает принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета, а также порядок составления бюджета и выделения соответствующих средств. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в регионе постановлением Правительства области от 15.12.2020 г. № 966-п утверждена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Ярославской области на 2021-2025 годы». Указанной программой запланировано проведение в 2022-2024 г модернизация медицинских организация, включающая оснащение ФАПов ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ». Также ответчик указывает, что установленный истцом срок исполнения судебного акта, с учетом того, что областной бюджет на 2021 г.-2023 годы сформирован в жестких экономических условиях с учетом требований законодательства о предельном размере дефицита бюджета и внутреннего долга, заведомо делает его неисполнимым, поэтому указанный срок должен составлять не менее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявил.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ярославской области, правопреемником которого является Министерство финансов Ярославской области. Представитель третьего лица представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, и указал, что ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» является учреждением, подведомственным департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области. Департамент финансов Ярославской области не наделен функциями в сфере здравоохранения, в связи с чем не является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств в указанной сфере. Составление бюджета осуществляется департаментом финансов с учетом соответствующих сведений от главных распорядителей бюджетных средств. В рамках региональной программы на приобретение оборудования в 2023 г. ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» выделено 1 млн. рублей. На оснащение новых модульных ФАП, приобретаемых по региональной программе, выделено 3,6 млн. рублей. Вопрос о выделении средств на оснащение ФАПа в п. Алтыново Угличского района Ярославской области ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по предписаниям за апрель-июнь 2023 г. будет рассмотрен при последующих уточнениях областного бюджета при предоставлении расчетов департаментом здравоохранения и фармации на приобретение оборудования, согласованных с ГКУ ЯО «Центр конкурентной политики и мониторинга».

С учетом мнения истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав старшего помощника Угличского межрайонного прокурора Шурыгину А.М., оценив отзывы ответчика и третьего лица исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ».

Согласно статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011          № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно статьи 4 Закона № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.

В силу части 2 статьи 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии со статьей 10 Закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

Согласно пункту 2 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний,    и санитарно-гигиеническому просвещению. В соответствии с пунктом 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

На основании пункта 2 Правил, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Согласно пункту 10 Правил, оснащение ФАПа осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н.

В силу пункта 11 Правил, основными задачами ФАПа в числе прочих являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 (действующим в настоящее время), названный департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.

Департамент организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Департамент является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).

В ходе проверки, проведенной Угличской межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н на ФАП в п. Алтыново Угличского района Ярославской области отсутствует следующее медицинское оборудование: стол инструментальный 1 шт., электрокардиограф портативный 1шт., автоматический дефибриллятор 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., тонометр для измерения артериального давления 1 шт.

Вместе с тем, указанный ФАП является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО - 76-01002635 от 12.08.2019 на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Таким образом, в ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» по оснащению ФАПа п. Алтыново необходимым медицинским оборудованием.

Медицинское оборудование отсутствует на ФАП ввиду отсутствия бюджетных средств на дооснащение ФАПа в соответствии со Стандартом. Указанные обстоятельства никем не оспорены.

Отсутствие перечисленных медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи населению свидетельствует о грубом нарушении его прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Угличского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными.

Обеспечение фельдшерско-акушерского пункта медицинским оборудованием, медицинскими изделиями в соответствии с вышеизложенными нормами подлежит возложению на министерство здравоохранения Ярославской области и ГУЗ ЯО «Угличская центральная районная больница».

С позицией ответчика об установлении срока исполнения судебного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласиться нельзя. Принимая во внимание, что оснащение ФАПа указанным медицинским оборудованием необходимо для оказания в полном объеме первичной медико-санитарной помощи населению, учитывая количество населенных пунктов, прикрепленных к данному ФАПу (4 населенных пункта) и численность населения (351 человек), отдаленность от Отрадновской амбулатории – 4,9 км и от Угличской ЦРБ – 10,2 км, что отсутствие вышеуказанного оборудования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь и может привести к необратимым последствиям, оснований для установления заявленного ответчиком срока для исполнения настоящего решения суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Угличского межрайонного прокурора (ИНН 7604008189) удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ярославской области (ИНН 7604044726), Государственное учреждение здравоохранения ЯО «Угличская центральная районная больница» (ИНН 7612016433) обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в п. Алтыново Угличского района в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, а именно: стол инструментальный 1 шт., электрокардиограф портативный 1шт., автоматический дефибриллятор 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., тонометр для измерения артериального давления 1 шт.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья                                                                                                                  М.Л. Кривко

2-804/2023 ~ М-689/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Угличский межрайонный прокурор
Ответчики
Департамент здравоохранения и фармации ЯО
ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ"
Другие
Департамент финансов Ярославской области
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Кривко Марина Львовна
Дело на странице суда
uglichsky--jrs.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее