Дело № 2-3111/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре Козловой С.С.,
с участием представителя истца Болдырева Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на следующие обстоятельства. 27 октября 2020 года судебными приставами-исполнителями вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №3976 от 29.07.2019 года и №8904 от 29.07.2019 года в отношении должника – Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 18. Считают, что министерство должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора на основании отсутствия вины в несвоевременном исполнении требований исполнительных документов, ввиду того, что истец является органом исполнительной власти, не имеющим собственных доходов, и финансируется из республиканского бюджета.
Просят освободить Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 3976 от 29.07.2019 года и №8904 от 29.07.2019 года.
Представитель истца Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия Болдырев Н.БЬ. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить, пояснив, что министерство не получало постановление налогового органа, а поэтому не знало о наличии задолженности по налогам.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении иска в их отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав представителя истца. исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств № 3976 от 29.07.2019 года и №8904 от 29.07.2019 года, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, 4 сентября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по РК Натыровой С.В. возбуждено исполнительное производство № 37695/19/08015-ИП в отношении Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия по исполнительному документу №<данные изъяты> от 02.09.2019 года ИФНС России по г. Элисте об уплате налога, сбора, пени и штрафа, требовании о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) задолженности в размере 1637 руб. 40 коп.; 12 августа 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по РК Пюрбеевой В.К. возбуждено исполнительное производство № 34131/19/08015-ИП в отношении Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия по исполнительному документу №3976 от 29.07.2019 года ИФНС России по г. Элисте, размер задолженности 816 руб. 78 коп.
Поскольку должником добровольно в установленный срок требования исполнительных документов не были исполнены, 27 октября 2020 года судебными приставами-исполнителями МОСП по ОИП УФССП по РК Натыровой С.В. и Пюрбеевой В.К. были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера, постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 10 000 рублей.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Согласно положениям пункта 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора.Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, если должником были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия принимались меры для исполнения судебного решения. В исполнительных производствах имеются уведомления ИФНС России по г. Элисте об уменьшении задолженности должника.
Таким образом, министерство подтвердило, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Остатки задолженности по исполнительному производству № 37695/19/08005-ИП от 4.09.2019 г. составляет 1637 руб. 40 коп., № 34131/19/08005-ИП от 12.08.2019 г. составляет 8 руб. 82 коп.
Судом не установлено уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа. Напротив, активные действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают вину должника в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, согласно которому министерство подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия от исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Пюрбеевой В.К. от 27 октября 2020 года по исполнительному производству № 34131/19/08015-ИП, возбужденному 12 августа 2019 года.
Освободить Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия от исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Натыровой С.В. от 27 октября 2020 года по исполнительному производству № 37695/19/08015-ИП, возбужденному 4 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Е.В. Савельева