Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-360/2021 по административному исковому заявлению Римера Е.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном рыночной стоимости,
с участием представителя Римера Е.В. по доверенности Прохорова Е.А.,
у с т а н о в и л:
Ример Е.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 443 171 рубль, нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 6 523 561 рубль, нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 826 258 рублей, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 3 177 623 рубля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество и земельного налога.
Представитель административного истца по доверенности Прохоров Е.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованное лицо: Администрация г.о. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Правительство Самарской области – письменные возражения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Римеру Е.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 737 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 781,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8970 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость нежилых зданий определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118, в следующих размерах:
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 397 161, 01 рублей.
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 443 282,63 рублей.
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 11 069 596,19 рублей.
Административный истец оспаривает также архивную кадастровую стоимость земельного участка, которая определена Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 по состоянию на 17 августа 2018 года составила 5 462 730 рублей.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД, административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, в силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика земельного налога и налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и считая свои права нарушенными, 30 декабря 2020 года Ример Е.В. с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке № 2020ОКС/11-08, выполненный 24 ноября 2020 года оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки».
Поскольку представленный отчет не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности (не соответствие дат определения рыночной стоимости объектов недвижимости датам определения их кадастровой стоимости), административный истец представил отчет об оценке № 2020ОКС/11-08-01, выполненный 26 февраля 2021 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр Экспертизы Оценки», согласно которому кадастровая стоимость объектов определена равной рыночной стоимости в следующих размерах:
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 443 171 рубль.
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 6 523 561 рубль.
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 826 258 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 3 177 623 рубля.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года, на 17 августа 2018 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых зданий, земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подхода. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке № 2020ОКС/11-08-01, выполненный 26 февраля 2021 года, рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на даты, на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке № 2020ОКС/11-08-01, выполненным 26 февраля 2021 года.
Поскольку на момент обращения административного истца в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости не были внесены в государственный реестр, а оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права истца как налогоплательщика и с учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 1 января 2021 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года « Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до указанной даты.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 30 декабря 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Римера Е.В. удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 781,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 826 258 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 737 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 6 523 561 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 98,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 443 171 рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8970 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 3 177 623 рубля на период с 17 августа 2018 года по 31 декабря 2020 года.
Датой обращения Римера Е.В. в суд считать 30 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2021 года.