№12-252/2023
УИД 25RS0029-01-2023-006790-86
Р Е Ш Е Н И Е
09 ноября 2023 года г.Уссурийск
Судья Уссурийского районного суда Приморского края Рогалев Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Михайловского района Приморского края Широкова Д.С. об отмене постановления врио начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске Пак В.Ю. XXXX/п от ДД.ММ.ГГ в отношении должностного лица – директора Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Зайца С. А., XXXX,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением врио начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске Пак В.Ю. XXXX/п от ДД.ММ.ГГ производство по делу в отношении директора Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Зайца С.А. было прекращено ввиду малозначительности административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ).
Прокурором Михайловского района Приморского края Широковым Д.С. на указанное постановление внесён протест, из содержания которого следует, что он не согласен с прекращением производства по делу, просит постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение, поскольку оснований для признания вмененного лицу правонарушения малозначительным не имеется.
Прокурор, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заяц С.А. в судебном заседании пояснил, что все субъекты были оповещены на электронную почту о прекращении услуги, которое возникло в результате смещения кольца колодца и перекрытия задвижки подачи холодной воды в домах по XXXX, в связи с чем, заблаговременное уведомление о приостановлении услуги холодного водоснабжения было невозможным, в дома по XXXX подача воды не прекращалась.
Суд, выслушав привлекаемое к ответственности лицо, изучив материалы дела, в соответствии со статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, полагает протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.9 ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:
а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;
б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;
в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1, согласно пунктам 1 и 8 которого допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*), а допустимая продолжительность перерыва водоотведения составляет не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Из содержания постановления прокурора Михайловского района Широкова Д.С. от ДД.ММ.ГГ о возбуждении производства об административном правонарушении следует, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг потребителям были выявлены факты приостановления коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению Михайловским филиалом КГУП «Примтеплоэнерго», а именно в период с 19 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГ до 15 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГ отсутствовало водоотведение в доме XXXX и в доме XXXX; в период с 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГ до 16 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГ отсутствовало водоотведение в доме XXXX; в период с 00 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГ до 13 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГ ввиду технологического отключения отсутствовало холодное водоснабжение в домах № XXXX по XXXX, в результате чего без водоснабжения осталось 20 жителей населенного пункта. Доказательств надлежащего письменного извещения абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти не имеется. Общая продолжительность установленного перерыва подачи водоснабжения населению по указанным адресам в апреле 2023 года составила 132 часа, перерыва подачи водоотведения по указанным адресам в марте 2023 года - 84 часа.
В действиях (бездействии) директора Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» усматривались признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.9.22 КоАП РФ, в связи с чем материалы дела направлены прокурором для рассмотрения должностному лицу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске, которым ДД.ММ.ГГ было принято решение о прекращении производства по делу ввиду малозначительности административного правонарушения вмененного должностному лицу.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в постановлении от 24 марта 2005 г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Судом установлено, что при осуществлении производства по делу и принятии опротестованного постановления должностным лицом не дана надлежащая оценка конкретным обстоятельствам совершения административного правонарушения.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом обстоятельств конкретного совершенного лицом деяния.
Применяя в данном случае норму о малозначительности административного правонарушения и указывая на характер исследуемого правонарушения и роль привлекаемого лица в нём, вывод об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений должностным лицом не мотивирован.
Нарушение требований по уведомлению абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, прекращение подачи холодного водоснабжения и водоотведения сверх установленной допустимой продолжительности перерыва, не соответствовало установленным нормам и правилам и повлекло за собой не предоставление указанных услуг гражданам, проживающим в домах пгт. Новошахтинский Михайловского района Приморского края, что существенно нарушило охраняемые общественные отношения и исключало возможность применения нормы о малозначительности административного правонарушения.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола №7 (в редакции Протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Допущенное должностным лицом нарушение требований КоАП РФ носит существенный характер и повлияло на сделанные им выводы, в связи с чем опротестованное постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Таким образом, указанные в протесте доводы являются обоснованными, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ данное постановление подлежит отмене, а дело возвращению должностному лицу Государственной инспекции труда в Приморском крае на новое рассмотрение.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
По изложенному, руководствуясь статьями 30.4-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Протест прокурора Михайловского района Приморского края Широкова Д.С. удовлетворить.
Постановление врио начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске Пак В.Ю. XXXX/п от ДД.ММ.ГГ в отношении должностного лица –директора Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Зайца С. А. отменить.
Дело в отношении директора Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Зайца С. А. возвратить в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья Е.В. Рогалев