Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3550/2021 ~ М-3000/2021 от 03.08.2021

Дело № 2-3550/2021

УИД 33RS0002-01-2021-004565-06

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.

при секретаре Макаровой В.О.

с участием:    

ст.помощника прокурора Селивановского района Борисенко Д.А.

представителя ответчика Кузина И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению прокурора Селивановского района в интересах Ерастова Александра Александровича к Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селивановского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ребенка-инвалида Ерастова А.А., 30.06.2015 года рождения с иском об обязании Департамента здравоохранения Владимирской области по бесплатному обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и медицинских назначений до отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что Ерастов А.А. является ребенком-инвалидом, с рождения состоит на учете у врача педиатра, невролога, нефролога ГБУЗ ВО «Селивановская центральная районная больница», страдает генетическим заболеванием <данные изъяты> По жизненным показаниям ребенку рекомендованы <данные изъяты> 6 мг ежедневно, которые замене не подлежат. Решениями комиссии ГБУЗ ВО «Селивановская ЦРБ» от 06.10.2017, 19.06.2018, 04.10.2018, 27.05.2019, 16.10.2019, 24.122019, 07.04.2020, 20.11.2020, 18.02.2021, 17.06.2021 Ерастову А.А. по жизненным показаниям необходимо лечение указанными препаратами. 22.03.2021 Ерастову А.А. выписан рецепт 1721 №77400546 на препарат <данные изъяты> который отдан в аптеку ООО «Медилон – Фармимэкс» и отложен на отсроченное обслуживание. Из объяснений законного представителя несовершеннолетнего следует, что с января по апрель 2021 года лекарственным препаратом ребенок не обеспечен по причине его отсутствия в аптеке, в то время как неполучение данного лекарства влечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни. До настоящего времени вопрос лекарственного обеспечения не решен. Обеспечение лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи, участие в установленном порядке в закупках лекарственных средств является полномочием Департамента здравоохранения Владимирской области. Однако Департаментом здравоохранения области ненадлежащим образом организована работа по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в 2021 году, что привело к необеспечению ребенка – инвалида необходимыми препаратами, нарушило его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст.ст.39,41 Конституции РФ.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Селивановского района Борисенко Д.А. (по доверенности) заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Законный представитель несовершеннолетнего Ерастова А.А. – Ерастова Н.О. не явилась, извещалась надлежащим образом.

Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Владимирской области Кузин И.С. (по доверенности) в судебном заседании просил в иске отказать, полагая, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. о потребности в лекарственном препарате на 2021 год было сообщено в Центр закупок заблаговременно.

Определением суда от 04.10.2021 к участию в деле соответчиком привлечено ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», представитель которого в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в иске к Учреждению отказать, указав, что Центр с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. С 01.01.2021 учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения области. Лекарственные препарат с МНН «<данные изъяты>» для закупки и распределения для ГБУЗ ВО «Селивановская ЦРБ» не заявлен.

Представитель третьего лица – и.о.главного врача ГБУЗ ВО «Селивановская ЦРБ» не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «Медилон- Фармимэкс» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставив решение на усмотрение суда и указав, что препарат «<данные изъяты>» по рецептам от 22.03.2021 и от 01.09.2021 не выдавался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».

В соответствии с п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.

В соответствии со статьями 16 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.

Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.

Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области №52 от 27.01.2021 с 01.01.2021 утверждено распределение ассигнований на предоставление субсидий и иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в т.ч. вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии, ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», основной целью деятельности которого является закупка, прием, хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов питания, в т.ч. для льготной категории граждан, и отпуск уполномоченной фармацевтической организации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ерастов Александр Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, с рождения страдает <данные изъяты>

По заключению невролога-эпилептолога РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России от 28.01.2021 Ерастову А.А. назначена терапия препаратом <данные изъяты> с постепенным увеличением дозы до 4 мг по схеме: по 2 мг через день 2 недели, по 2 мг ежедневно 2 недели, по 4 мг через день 2 недели, по 4 мг ежедневно, по 6 мг через день 2 недели, затем по 6 мг ежедневно длительно, непрерывно.

Решениями врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Селивановская центральная районная больница» №366 от 18.02.2021, №1142 от 17.06.2021, Ерастову А.А. по жизненным показаниям назначен препарат «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) 6 мг ежедневно, который замене не подлежит.

Указанный лекарственный препарат «<данные изъяты>» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р.

22.03.2021 Ерастову А.А. выписан рецепт на указанный лекарственный препарат серии 1721 №7400546, который в тот же день предъявлен в аптечную сеть ООО «Медилон-Фармимэкс» и поставлен на отсроченное обслуживание.

01.09.2021 Ерастову А.А. выдан рецепт 1721 №7402890 на указанный препарат, который предъявлен в аптеку 03.09.2021 и также поставлен на отсроченное обслуживание.

Согласно объяснениям законного представителя Ерастовой О.Н. назначенным препаратом до настоящего времени ребенок бесплатно не обеспечен, в связи с чем она вынуждена его приобретать за свой счет.

Доказательств обратного суду не представлено.

С учетом изложенного, непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации обеспечения лекарственным препаратом истца, в т.ч. подчиненными ему учреждениями, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, суд приходит к выводу о невозможности возложить обязанность по принятию мер для обеспечения лекарственными препаратами на одного из ответчиков, поскольку каждый в пределах возложенных полномочий выполняет определенную обязанность (функцию), а конечный результат зависит от согласованных и своевременных действий обоих ответчиков.

Сам по себе факт направления Департаментом в Центр закупок сведений о потребности медицинских учреждений в лекарственных препаратах на 2021 год для осуществления закупок не освобождает Департамент здравоохранения области от исполнения возложенной на него обязанности организовать обеспечение пациента лекарственным препаратом, чего в данном случае, сделано не было.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Селивановского района в интересах Ерастова Александра Александровича удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» обеспечивать Ерастова Александра Александровича лекарственным препаратом <данные изъяты>» в дозе и количестве, необходимом для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям на весь период нуждаемости до его отмены.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

Решение суда принято в окончательной форме 16.11.2021.

Судья А.О. Веселова

03.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Дело оформлено
13.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее