Дело № 2-845/2023 <данные изъяты>
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Горькавой Л.Ф.,
при секретаре судебного заседания Никитиной И.И.,
с участием прокурора Коноваловой О.О.,
представителя ответчика Мошегова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Постоянного судебного присутствия Кудымкарского городского суда Пермского края в с. Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в интересах Пикулевой Л.Г. к администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности
установил:
прокурор Юрлинского района в защиту интересов Пикулевой Л.Г. обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ Пикулевой Л.Г. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по расширению дверного проема в жилой дом и оборудованию пандусом и поручнем-держателем в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации. Свои требования мотивирует тем, что Пикулева Л.Г. являющаяся инвали<адрес> группы, проживает по адресу: <адрес>, на праве социального найма, нуждается в постоянном постороннем уходе. Пикулева Л.Г. обратилась в прокуратуру с заявлением о проведении ремонта в жилом доме, в котором она проживает. ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией дано заключение № о возможности приспособления жилого дома, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности. Прокурором в адрес администрации Юрлинского муниципального округа внесено представление, из ответа которого следует, что проведено обследование жилого дома, установлена необходимость и возможность приспособления жилого дома, администрацией проводятся мероприятия, однако конкретные сроки выполнения мероприятий не указаны, что порождает правовую неопределенность в вопросе обеспечения доступности жилого помещения к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам Пикулевой Л.Г.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Пермского края.
В судебном заседании прокурором Коноваловой О.О. уточнены исковые требования в части срока исполнения обязанности по проведению капитального ремонта, просит обязать Администрацию Юрлинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по обеспечению беспрепятственного доступа Пикулевой Л.Г. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по расширению дверного проема в жилой дом и оборудованию пандусом и поручнем-держателем в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.
Истец Пикулева Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика Мошегов А.И. возражений против удовлетворения исковых требований не высказал, указал, на необходимость проведения работ по расширению дверного проема в жилой дом и оборудованию пандусом и поручнем-держателем для беспрепятственного доступа Пикулевой Л.Г. в жилой дом. Срок исполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ считает разумным. Просит учесть, что Юрлинский муниципальный округ является высокодотационным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Исходя из содержания пункта 14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В судебном заседании на основе материалов дела установлено, что Пикулева Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является первой группы, инвалидность установлена бессрочно, в отношении инвалида разработана Индивидуальная программа реабилитации, согласно которой Пикулева Л.Г. нуждается, в том числе, в использовании кресла-коляски и иных вспомогательных средств передвижения, а также в помощи в передвижении на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Пикулевой Л.Г. и администрацией муниципального образования «Усть-Зулинское сельское поселение» Юрлинского муниципального района Пермского края (правопредшественник администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края) заключен договор социального найма жилого помещения №34 в соответствии с которым Пикулевой Л.Г. на праве бессрочного владения и пользования передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в мноргоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии, назначенной постановлением администрации Юрлинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что дом по адресу: <адрес> деревянном исполнении, одноэтажный, имеется веранда, выявлено неровное покрытие пола, отсутствие поручней, держателей, входная дверь в жилое помещение имеет высокий порог, из-за особенности строения веранды затруднен выход (вход) для инвалида. Указаны мероприятия по приспособлению инвалида: установка поручней и держателей, установка пандуса и расширение дверного блока.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Юрлинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав Пикулевой Л.Г., в ходе которой установлено, что Пикулева Л.Г., являясь инвали<адрес> группы, пользуется креслом-коляской, однако жилое помещение, в котором проживает Пикулева Л.Г. нуждается в оборудовании специальными средствами и приспособлениями. Данные мероприятия органами местного самоуправления длительное время не проводились.
По правилам п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Суд, принимая во внимание, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - жилого дома по указанному выше адресу является нарушением прав Пикулевой Л.Г., гарантированных ей Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить право на достойную жизнь, а ответственность за обеспечение Пикулевой Л.Г. беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края обязанности обеспечить инвалида-колясочника условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения путем проведения работ по расширению дверного проема в жилой дом и оборудованию пандусом и поручнем-держателем в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.
С учетом времени и объемов работ, возложенных решением суда на ответчика, характера, подлежащих совершению ответчиком действий, соблюдения баланса интересов сторон, суд считает заявленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения возложенных на ответчика обязанностей разумным и достаточным, установление его будет способствовать восстановлению нарушенного права гражданки Пикулевой Л.Г.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Юрлинского района в интересах Пикулевой Л.Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию Юрлинского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ Пикулевой Л.Г. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по расширению дверного проема в жилой дом и оборудованию пандусом и поручнем-держателем в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд (ПСП в с.Юрла) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Л.Ф. Горькавая