Дело № 2-2548/2024
УИД: 03RS0004-01-2024-002649-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2024 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Касимова А.В.,
при помощнике судьи Ахмедьяновой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах собственников и нанимателей дома по ул.<адрес> города Уфы к Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан об оспаривании бездействия по не предоставлению благоустроенного жилья, не принятию мер по расселению собственников,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах собственников и нанимателей <адрес>Б по <адрес> города Уфы обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан об оспаривании бездействия по не предоставлению благоустроенного жилья для нанимателей и не принятию мер по расселению собственников жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством, и обязании Администрации городского округа город Уфа в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения и принять меры по расселению собственников жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы на основании указания прокурора республики №338/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан» во исполнение поручения прокуратуры республики от 20 декабря 2023 года проведена проверка исполнения жилищного законодательства при расселении граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах.
На заседании межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, 11 марта 2020 принято решение о выявленных основаниях для признания многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для принятия данного решения послужило техническое заключение специализированной организации ООО «ИТК «Феникс» от 15 июля 2019 г., согласно выводам которого техническое состояние строительных конструкций указанного дома техническое состояние строительных конструкций указанного дома классифицируется как аварийное. Физический износ конструкций <адрес> по <адрес> на момент обследования составлял 74%.
Постановлением администрации городского округа город г. Уфа от 14 августа 2020 №1058 многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> ГО г. Уфа РБ признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации ГО г. Уфа РБ №71-р от 12 мая 2021 г. предписано принять мероприятия по расселению МКД в с рок до 31 декабря 2026 г.
Вместе с тем, до настоящего времени дом не расселен, что свидетельствует о бездействии административных ответчиков.
По договорам социального найма в МКД предоставлены и находятся квартиры: 1) Гринина А.В.(<адрес>Б,<адрес>), 2) Старцевой Т.И. (<адрес>Б,<адрес>), Владимировой Т.А. (<адрес>Б,<адрес>), 4) Суперфин Н.А. (<адрес>Б,<адрес>), Иванова С.Ю. (<адрес>Б,<адрес>), Садретдинова Н.С. (<адрес>Б, <адрес>).
В собственности граждан многоквартирного дома находятся следующие квартиры: Евграфова Д.А.(<адрес>Б, <адрес>), Тихоновой И.И. (<адрес>Б, <адрес>), Низамова И.И., Низамовой А.И., Низамовой И.Р. (<адрес>Б, <адрес>), Разяпова Р.Ф. (<адрес>, <адрес>), ФИО37 (<адрес>Б, <адрес>), Артемьевой Н.Д. (<адрес>Б, <адрес>), Артемьевой Ш.Г. (<адрес>, <адрес>), Нехаевой В.П. (<адрес>, <адрес>), Рассказовой Н.П. (<адрес>, <адрес>), Ишмаковой Г.Ф., Фазуловой Ф.Г. (<адрес> <адрес>), Файрушиной А.К. (<адрес> <адрес>), Гайнуллиной З.Б. (<адрес>Б, <адрес>), Зайнутдиновой Р.Б., Харисова Ш.И. (<адрес> <адрес>), Якуповой Л.М. (<адрес> <адрес>), Абдрахмановой Ф.Г. (<адрес> <адрес>), Галиуллиной З.И. (<адрес> <адрес>), Хакимьянову А.А. (<адрес>, <адрес>), Мардамшиной Ф.М. (<адрес> <адрес>).
Необходимость расселения жилого дома в кратчайшие сроки обусловлена обеспечением баланса между объективно необходимым минимальным временем для проведения мероприятий по расселению жильцов и их правами на жизнь, здоровье и безопасное жилище.
Затягивание расселения жильцов данного дома ставит под угрозу срыва реализацию национального проекта «Жилье и городская среда», поскольку в соответствии с паспортом национального проекта «Жилье и городская среда», утверждённым Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным объектам (протокол от 24 декабря 2018 №16), одним из целевых показателей которого является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, включающий в себя площадь расселённого непригодного для проживания жилищного фонда и количество граждан, расселённых из непригодного для проживания жилищного фонда.
Данные нарушения требований жилищного законодательства привело к существенному ущемлению прав как самих жильцов, так и иных граждан (прохожих, сотрудников скорой помощи, органов правопорядка и другие), поскольку угроза обрушения зданий, угроза жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, сохраняется.
В связи с этим настоящее административное исковое заявление подаётся в суд прокурором не только в интересах жителей вышеуказанного аварийного дома, но и в интересах неопределённого круга лиц.
На основании изложенного выше, истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Обязать Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить: 1) Гринину А.В.(<адрес>), 2) Старцевой Т.И. (<адрес>,<адрес>), Владимировой Т.А. (<адрес>), 4) Суперфин Н.А. (<адрес>,<адрес>), Иванова С.Ю. (<адрес>), Садретдинова Н.С. (<адрес>, <адрес>) по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в черте городского округа <адрес> Республики Башкортостан, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям. Обязать <адрес> городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять меры по расселению собственников жилых помещений: Евграфова Д.А.(<адрес>Б, <адрес>), Тихоновой И.И. (<адрес>, <адрес>), Низамова И.И., Низамовой А.И., Низамовой И.Р. (<адрес> <адрес>), Разяпова Р.Ф. (<адрес>Б, <адрес>ФИО38 (<адрес>, <адрес>), Артемьевой Н.Д. (<адрес>, <адрес>), Артемьевой Ш.Г. (<адрес> <адрес>), Нехаевой В.П. (<адрес>), Рассказовой Н.П. (<адрес>, <адрес>), Ишмаковой Г.Ф., Фазуловой Ф.Г. (<адрес> <адрес>), Файрушиной А.К. (<адрес> <адрес>), Гайнуллиной З.Б. (<адрес> <адрес>), Зайнутдиновой Р.Б., Харисова Ш.И. (<адрес> <адрес>), Якуповой Л.М. (<адрес> <адрес>), Абдрахмановой Ф.Г. (<адрес> <адрес>), Галиуллиной З.И. (<адрес> <адрес>), Хакимьянову А.А. (<адрес> <адрес>), Мардамшиной Ф.М. (<адрес>, <адрес>) в соответствии с действующим законодательством, обязать Администрацию городского округа город Уфа в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения и принять меры по расселению собственников жилых помещений.
Помощник прокурора Мамлеев А.А. в суде требования поддержал.
Представитель административных ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации ленинского района городского округа город Уфа- Мусин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Административные истцы: Гринин А.В., Хакимьянов Р.А., Якупова Л.М., Абдрахманова Ф.Г., Мардамшина Ф.М., Гайнуллина З.Б., Садретдинова Н.С., Тихонова О.Ю. в суде требования поддержали.
Иные заинтересованные лица (собственники, наниматели зарегистрированные по месту жительства) не явились, извещены надлежащим образом, потому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в пункте 47 Положения.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 14 августа 2020 года многоквартирный <адрес> <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации ГО г. Уфа РБ №-р от 12 мая 2021 г. предписано принять мероприятия по расселению МКД в срок до 31 декабря 2026 г.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы от 23 сентября 2021 г. по делу №2а-3760/2021 срок расселения сокращен до 31 декабря 2022 г.
На момент рассмотрения спора в суде многоквартирный <адрес> по <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан не расселен.
Согласно заключению ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» Объект обследования - здание многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> является аварийным. Процент физического износа многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет 74%. Что указывает на аварийное состояние.
Согласно Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем России, аварийное состояние здания это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
Таким образом, по результатам проведенного более одного года назад обследования, было установлено, что техническое состояние несущих конструкций жилого дома квалифицируется как аварийное, а степень их аварийности не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов и третьих лиц, поскольку имеется реальная угроза их самопроизвольного разрушения.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Из указанных положений жилищного законодательства следует, что определение конкретных сроков отселения физических и юридических лиц, проживающих (находящихся) в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органов местного самоуправления, при этом такие сроки должны отвечать признакам разумности (не быть произвольными и соответствовать целям реализации указанных выше требований закона, исходя из конкретных обстоятельств дела).
Постановлением Правительства РБ от 11 июня 2024 года № утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024-2030 годы. <адрес> включен в программу, срок расселения установлен до 31 декабря 2026 г.
Иных мер, установленных частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещений вышеуказанного жилого дома административным ответчиком не принималось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленный в постановлении срок проведения мероприятий по расселению аварийного дома является неразумным, т.к. по результатам проведенных в 2018 году обследований было установлено, что техническое состояние несущих конструкций жилого дома квалифицируется как аварийное, а степень их разрушения не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов и третьих лиц.
Основываясь на положениях закона и разъяснениях правоприменительной практики, учитывая необходимость вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества в случае возникновения спора, а также необходимость установления в бюджете муниципального образования на следующий финансовый год расходов на осуществление приведенных процедур, принимая во внимание техническое состояние многоквартирного дома, имеющего на 2018 год физический износ 74%, наличие опасности для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании, суд полагает необходимым установить срок проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного дома до 31 декабря 2025 года.
Устанавливая данный срок, суд принимает во внимание то, что <адрес> по <адрес> признан аварийным до 1 января 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах собственников и нанимателей дома по <адрес>, удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не предоставлению благоустроенного жилья, не принятию мер по расселению собственников <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан установить разумный срок проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного <адрес> Республики Башкортостан до 31 декабря 2025 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Касимов А.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 сентября 2024 года.