КОПИЯ
УИД 16RS0007-01-2024-000332-12
Дело № 2-457/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2024 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Крайновой А.В., при секретаре судебного заседания Давлятшиной Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (центрального территориального управления) к Хайруллиной Р. А. о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Центрального территориального управления обратилось с иском к Хайруллиной Р.А. о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в ходе выездного задания выявлен и зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления, а именно отходов от строительных и ремонтных работ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу : <адрес>, на общей площади 310 кв.м. в объеме 1650 руб., чем нарушены требования ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 и ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно сведениям из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является Хайруллина Р.А., вид права – постоянное бессрочное пользование.
В адрес Хайруллиной Р.А. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Конверт вернулся неврученным.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес ответчика была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Указанная претензия также вернулась неврученной.
В процессе рассмотрения дела, представителем истца заявлены уточенные исковые требования, так как ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен повторный выезд по адресу нахождения земельного участка с кадастровым номером №, установлен сброс отходов от строительных и ремонтных работ на общей площади 42 кв.м., в объеме 29,4 кв.м., в связи с чем произведен перерасчет вреда, причиненного окружающей среде, просит взыскать с Хайруллиной Р.А. ущерб в размере 26 710,32 руб., обязать Хайруллину Р.А. в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов.
В судебном заседании представитель истца Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Гимадиева А.А. иск поддержала, требования просила удовлетворить. На предложение суда заменить ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке ст. 41 ГПК РФ, представитель истца Гимадиева А.А. отказалась, поддерживает исковые требования только к ответчику Хайруллиной Р.А., на основании чего суд рассматривает дело по предъявленному иску только к ответчику Хайруллиной Р.А. в соответствии ч. 2 ст. 41 ГПК РФ.
В судебное заседание ответчица Хайруллина Р.А. не явилась, направив своего представителя Хайруллина Р.А., который с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать, так как Хайруллина Р.А. собственником земельного участка с кадастровым номером № никогда не являлась, правоустанавливающий документ на указанный земельный участок ей не выдавался, земельным участком не пользовалась. Кроме того, Министерство экологии и природных ресурсов РТ не обладает полномочиями по обращению в суд с указанным иском, указанными полномочиями в отношении земельных участков обладает только Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика собственник земельного участка с кадастровым номером № Идрисов А.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном письменном возражении исковые требования не признает, так как земельный участок им был приобретен в 2023 году с целью строительства индивидуального жилого дома с привлечением аккредитованного подрядчика. Мусор он не мог привезти, поскольку находится в другом регионе по работе, истцом не доказан факт загрязнения почвы в результате его действий. Просит в иске отказать или прекратить дело в связи с ненадлежащей территориальной подсудностью.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика собственник земельного участка с кадастровым номером № Горяинов В.Б. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» Республики Татарстан, Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан, Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение о нарушении экологической ситуации, а именно в <адрес>, в овраг свозят строительный мусор, на месте работает трактор, привозят Камазами, за час приехало около 15 Камазов, номера скрывают, просят принять меры ( л.д. 10-11).
В ходе выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан совместно с главным маркшейдером ГБУ НПО Геоцентр Помыткиной А.Л. выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на почву, а именно, сброс отходов от строительных и ремонтных работ на земельном участке с кадастровым номером № на площади 310 кв.м., в объеме 1650 куб. м.( л.д. 12-17).
В процессе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ была проведена повторная выездная проверка земельного участка с кадастровым номером №, а также смежных земельных участков с кадастровыми номерами №. Согласно заключению ( л.д. 177-178) был установлен сброс отходов 4 класса опасности - отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ на общей площади 42 кв.м. в объеме 29,4 куб.м. на земельном участке с кадастровым номером №, также был установлен сброс аналогичных отходов на земельном участке с кадастровым номером № на общей площади 54 кв.м., объемом 37.8 куб.м, на земельном участке с кадастровым номером № на общей площади 32 кв.м., объемом 22, 4 куб. м.
В материалах дела имеется схема расположения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами № ( л.д. 202).
Согласно заключению ГБУ «НПО «Геоцентр» территория участка представляет собой крутой овраг. Овраг частично пересыпан строительным мусором. Глубина оврага 16 м. Кроме того, навалы строительного мусора присутствуют на подходе к оврагу. В непосредственной близости находится жилой дом, не огороженный забором ( л.д. 19).
Таким образом, установлено, что основной объем отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером №, право собственности на который ДД.ММ.ГГГГ оформил Идрисов А.Р. по договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Также отходы расположены на земельном участке с кадастровым номером №, право собственности на который ДД.ММ.ГГГГ оформил Горяинов В.Б.
С целью установления собственника земельного участка с кадастровым номером №, судом сделаны запросы:
- согласно ответу Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета м.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 214-218), сведения о предоставлении данного земельного участка Хайруллиной Р.А. на каком-либо праве отсутствуют, право муниципальной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;
-согласно ответу <адрес> Исполнительного комитета м.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ какая-либо информация о выделении указанного земельного участка кому-либо на каком-либо праве отсутствует ( л.д. 220).
Вопрос о принадлежности указанного земельного участка Хайруллиной Р.А. также был предметом проверки Казанской природоохранной прокуратуры. Согласно представлению об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного в адрес Министра экологии и природных ресурсов РТ, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № в собственности Хайруллиной Р.А. не находится и ранее не находился.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, в разделе «особые отметки» указан правообладатель Хайруллина р.А., вид права : постоянное бессрочное пользование (л.д. 32).
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем указан городской округ м.о. <адрес> Республики Татарстан, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 223).
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
Из системного анализа приведенного законодательства следует, что вред, причиненный окружающей среде подлежит возмещению лицом, ответственным за причинение вреда.
Однако, в рамках настоящего дела установлено, что Хайруллина Р.А. не является собственником земельного участка с кадастровым номером № и никогда не являлась, хозяйственной деятельностью, приведшей к образованию строительного мусора на спорном земельном участке не занималась.
Из обращения, поступившего в адрес природоохранной прокуратуры следует, что строительный мусор был завезен в мае 2023 года.
Основная масса строительного мусора расположена на смежных земельных участках с кадастровыми номерами № и №, право собственности на которые в 2022 и 2023 было оформлено за Идрисовым А.Р. и Горяиновым В.Б. соответственно.
Правообладатель земельного участка с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал, затем был оформлен в собственность МО <адрес> в связи с отсутствием зарегистрированных прав на земельный участок.
На основании изложенного, на Хайруллину Р.А. не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, поскольку она не являлась и не является собственником земельного участка с кадастровым номером №, истцом не доказано, что вред окружающей среде причинен именно в результате хозяйственных действий Хайруллиной Р.А., допустившей размещение строительного мусора.
При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела и проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к убеждению, что исковые требования Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ответчику Хайруллиной Р.А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска к Хайруллиной Р. А. о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Арский районный суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ А.В. Крайнова
«КОПИЯ ВЕРНА»
подпись судьи______________________
Наименование должности
уполномоченного работника аппарата
федерального суда общей юрисдикции
_____________________
(Инициалы, фамилия)
«_____»_______________2024 г.