УИД: 59RS0007-01-2021-010002-46
№ 12-310/2022
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2022 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Дульцева Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием заявителя Жвакина А.С.,
защитника Кудиновой Д.С.,
представителя административного органа Постоноговой В.А.,
рассмотрев жалобу Жвакина А.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. № от 18 октября 2021 года в отношении Жвакина Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ Жвакин А.С. как должностное лицо, занимавшее на момент совершения правонарушения должность начальника отдела технологического присоединения производственного отделения «Пермские городские электрические сети» филиала ОАО «МРСК-Урала» - «Пермэнерго», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в том, что по заявкам лиц, указанных в п. 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, в тех случаях, когда со стороны сетевой организации необходимо выполнение лишь одного мероприятия - установки прибора учета, сетевой организацией в договоре технологического присоединения указывается предельный срок технологического присоединения не 4 месяца, а 6 месяцев.
На основании заявки ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок выполнения сторонами мероприятий составляет 6 месяцев. При этом, в соответствии с выданными ФИО12 техническим условиями №, к мероприятиям со стороны сетевой организации относится только установка прибора учета (обозначена в п. 10.1 технических условий - новое строительство).
На основании заявки ФИО14 № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок выполнения сторонами мероприятий составляет 6 месяцев. Вместе с тем, в соответствии с выданными ФИО14 техническими условиями №, к мероприятиям со стороны сетевой организации относится только установка прибора учета на опоре (обозначена в п. 10.1 технических условий - новое строительство).
В связи с поступившей заявкой ФИО16 № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок выполнен сторонами мероприятий составляет 6 месяцев. При этом, в соответствии с выданными ФИО16 техническим условиями №, к мероприятиям со стороны сетевой организации относится только установка прибора учета (обозначена в п. 10.1 технических условий - новое строительство).
В силу пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).
В связи с тем, что ОАО «МРСК Урала» определяет установку прибора учета как выполнение работ по реконструкции существующих объектов электросетевого хозяйства, для категории заявителей, к которой относятся Немтина Т.И., Березина С.И., Алексеева Е.А., сетевой организацией установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев.
У Жвакина А.С. имелась возможность для соблюдения положений п. 6, пп. «б» п. 16 Правил № 861, однако Жвакиным А.С. не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, в действиях Жвакина А.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Жвакину А.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Жвакин А.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческий учет электрической энергии(мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают сетевые организации. Указанный п. 5 ст. 37 Закона об элекроэнергетике вступил в силу только 01.07.2020 года. На сетевую организацию возлагается обязанность по обеспечению учета электрической энергии при проведении процедуры технологического присоединения. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 определены «Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики». Согласно п. 2 «Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» под инвестиционной программой понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа. Под инвестиционным проектом в настоящих Правилах понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектом основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Исходя из п. 5 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудования, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Таким образом, оборудование учета электрической энергии (мощности) относится к основным средствам, а обеспечение оборудованием учета электрической энергии (мощности) является частью мероприятий по технологическому присоединению, подлежащих включению в инвестиционные программы сетевых организаций. В этой связи сроки исполнения мероприятий по технологическому присоединению для категорий заявителей, указанных в п. 14 (физические лица, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно) Правил технологического присоединения, устанавливаются в соответствии с пбз. 8 подп. «б» п. 16 (6 месяцев), а не в соответствии с абз. 4 подп. «б» п. 16 (4 месяца) Правил технологического присоединения. Кроме того, фактически по заключенным договорам обязательства сетевой органзацией были исполнены в течение 4 месяцев. Поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям, причинение вреда не наступило, правонарушение, в случае его усмотрения, можно квалифицировать как малозначительное.
Жвакин А.С. и его защитник в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебном заседании с жалобой не согласилась, поддержала доводы письменных возражений, указывая, что постановление является законным и обоснованным
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьей 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении Жвакина А.С., рассмотрение дела об административно правонарушении назначено на 18.10.2021г. в 14-00 час.
18.10.2021г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Беловой А.Н., вынесено постановление по делу об административном правонарушении № о назначении административного наказания в отношении Жвакина А.С., которым Жвакин А.С. признано виновным по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Из материалов дела следует, что рассмотрение дела было назначено на 14.00 часов 18 октября 2021 года. Постановление по делу об административном правонарушении датировано 18.10.2021, при этом в угловом штампе указана дата 25.10.2021, из постановления следует, что резолютивная часть постановления оглашена 18.10.2021.
Защитник и представитель административного органа в судебном заседании также пояснили, что 18.10.2021 постановление в полном объеме не оглашалось, оно было изготовлено 25.10.2021 и направлено Жвакину А.С. по электронной почте.
Однако, резолютивная часть постановления в материалах дела отсутствует, в связи с чем имеются неустранимые сомнения в том, что по окончании рассмотрения дела резолютивная часть постановления была объявлена, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
Согласно п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, составляет один год.
Как следует из материалов дела, даты совершения административного правонарушения – 20.10.2020г., 02.11.2020г., 03.11.2020г. (дата выставления счета на оплату), соответственно срок давности привлечения Жвакина А.С. к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек.
С учетом указанных обстоятельств постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № Жвакина А.С. подлежит отмене, а производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ – прекращению.
Так как постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено в связи с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18.10.2021 № в отношении Жвакина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>