Судья: Безденежный Д.В. адм. дело № 33а-1325/2024
УИД: 63RS0027-01-2023-000556-96 (33а-15020/2023)
№ 2а-1110/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Пудовкиной Е.С. и Роменской В.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Морозова В.В,, Морозовой А.А. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 22 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по доверенности Станкиной М.Н., представителя администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области по доверенности Багровой Н.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Морозова А.А., Морозов В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что они обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, площадью участка <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, территориальная зона Ж1, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Постановлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № № от 9 февраля 2023 г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, поскольку часть испрашиваемой территории расположена в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1 пояс). Административные истцы полагают отказ в предварительном согласовании незаконным, нарушающим их права и охраняемые законом интересы.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № № от 9 февраля 2023 г., обязать административного ответчика возобновить работу по заявлению Морозовой А.А., Морозова В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 22 сентября 2023 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д. 166-171).
В апелляционной жалобе Морозова А.А., Морозов В.В. просят суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 174-175).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что административные истцы Морозов В.В. и Морозова А.А. обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, на основании подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» (л.д. 36-39).
Постановлением от 9 февраля 2023 г. № № административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка бесплатно, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 7).
Основанием для отказа явились подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, поскольку часть испрашиваемой территории расположена в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1 пояс).
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок располагается на <адрес>, находится в <данные изъяты> м от 3 производств питьевой воды.
Согласно сведениям, представленным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, выдано заключение для разработки проектной документации по зонам санитарной охраны источников водоснабжения в с. Ягодное: <данные изъяты> от 17 октября 2018 г. на проект расчета зон санитарной охраны (ЗСО) скважины для хозяйственного водоснабжения ООО «СВК», расположенной по адресу: <адрес>
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах первого и второго поясов санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на котором располагается действующая скважина для производства питьевой воды жителей сельского поселения Ягодное, а потому в силу требований пункта 14 части 4 статьи 27, части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежит предоставлению в собственность, в связи с чем, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации от 9 февраля 2023 г. является законным.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, явились подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В качестве расшифровки основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, административный ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом пояске зон санитарной охраны источников питьевой и хозяйственной-бытового водоснабжения. Часть испрашиваемой территории расположена в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. № 10 (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с пунктами 1.4-1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В силу пункта 1.12.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 текстовая часть проекта должна содержать, в том числе, определение границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования (подпункт «е»).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм, а также из анализа положений названных нормативных правовых актов, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Представленные административным ответчиком в обоснование своей позиции о законности оспариваемого распоряжения в материалы дела документы не содержат сведений об установлении зоны санитарной охраны, а также ограничений в использовании земельного участка в связи с наличием такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно представленному в материалы дела ответу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти № № от 15 мая 2023 г. выдано заключение для разработки проектной документации по зонам санитарной охраны источников водоснабжения в с. Ягодное: № от 17 октября 2018 г. СЭЗ на проект расчета зон санитарной охраны скважины для хозяйственного водоснабжения ООО «СВК». Скважина расположена по адресу: <адрес> (л.д. 65-66).
Между тем, как следует из ответа администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № № от 12 мая 2023 г. границы зоны санитарной охраны водного объекта (источник питьевого водоснабжения), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в трех поясах не устанавливались; проект зоны санитарной охраны не разрабатывался и в Управление Росреестра по Самарской области сведения не направлялись (л.д. 59-60).
Также, согласно пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Как следует из содержания пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Из приведенных взаимосвязанных законоположений следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек таких зон, то есть границы таких зон должны быть определены.
При этом, из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № следует, что по состоянию на 22 января 2024 г. в ЕГРН отсутствуют сведения об установке зоны санитарной охраны в отношении скважины для хозяйственного водоснабжения ООО «СВК», расположенной по адресу<адрес>
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о наличии зоны санитарной охраны, установленной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарного благополучия населения, в том числе сведений о ней из Единого государственного реестра недвижимости, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным постановления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № № от 9 февраля 2023 г.
При таких обстоятельствах, с учетом установления факта нарушения прав административных истцов оспариваемым постановлением, судебная коллегия полагает, что их права будут восстановлены путем обязания администрации муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить работу по заявлению Морозова В.В., Морозовой А.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, на основании изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского районного суда Самарской области от 22 сентября 2023 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Морозовой А.А., Морозова В.В. - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № № от 9 февраля 2023 г.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить работу по заявлению Морозовой А.А., Морозова В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 26 января 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: