Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1738/2023 ~ М-1106/2023 от 07.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 августа 2023 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Родиной Т.А.,

при секретаре     Двинских К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1738/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «САМАРА ТРЕСТ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков и нежилых зданий равной рыночной стоимости,

с участием представителя административного истца по доверенности Родобольской И.А.,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «САМАРА ТРЕСТ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 4 372 769 руб., архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 297 325 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4 816 340 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 5433,6 кв.м, рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 8 036 294 руб., кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 716 796 руб., кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 977 863 руб.

    В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер рыночной стоимости, нарушая его права как плательщика земельного налога и налога на имущество.

    Представитель административного истца по доверенности Родобольская И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ГБУ СО ЦКО, ППК «Роскадастр» в лице ППК «Роскадастр» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований представитель ГБУ СО ЦКО представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная отчетами об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости, несовпадение кадастровой и рыночной стоимости может быть вызвано расхождением в методике проведения оценки, при этом результаты определения стоимости объектов считаются достоверными, поскольку получены законно, ставил на усмотрение суда принятие решения об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные акционерным обществом «САМАРА ТРЕСТ» требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, акционерному обществу «САМАРА ТРЕСТ» на праве собственности принадлежит:

- земельный участок с кадастровым номером площадью 2997,1 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственной базой, расположенный по адресу: <адрес>

-земельный участок с кадастровым номером площадью 5433,6 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственной базой, расположенный по адресу: <адрес>

-нежилое здание с кадастровым номером площадью 380,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

-нежилое здание с кадастровым номером площадью 149,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 486 071, 67 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 1 января 2020 года в размере 9 566 450,50 руб.

    Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков является архивной, поскольку Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Самарской области и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам и городским округам Самарской области» утверждена новая кадастровая оценка, в том числе спорных земельных участков, согласно которой кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером – в размере 5 827 531,27 руб., земельного участка с кадастровым номером – в размере 10 072 209,98 руб.

    Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 1 января 2021 года в размере 7 252 210,13 руб.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером утверждена Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 851 328,87 руб.

В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Право на пересмотр архивной кадастровой стоимости земельных участков у административного истца сохраняется, в связи с этим суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд.

Считая архивную, вновь установленную кадастровую стоимость земельных участков и нежилых зданий завышенной, нарушающей его права как плательщика земельного налога и налога на имущество, административный истец 7 июля 2023 года обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование заявленных требований относительно оспаривания архивной кадастровой стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 223-1/06-2023 от 28 июня 2023 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года в следующих размерах: с кадастровым номером – в размере 4 372 769 руб., с кадастровым номером – в размере 7 297 325 руб.

В обоснование заявленных требований относительно оспаривания актуальной кадастровой стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 223-2/06-2023 от 28 июня 2023 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах: с кадастровым номером – в размере 4 816 340 руб., с кадастровым номером – в размере 8 036 294 руб.

В обоснование заявленных требований относительно оспаривания актуальной кадастровой стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 223/06-2023 от 28 июня 2023 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», в соответствии с которым рыночная стоимость нежилых зданий определена по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: с кадастровым номером –в размере 4 716 796 руб., с кадастровым номером – в размере 1 977 863 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2020 года, и актуальной кадастровой стоимости земельных участков и нежилых зданий. Приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости земельных участков и нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов в отношении нежилых зданий и в рамках сравнительного подхода в отношении земельных участков.

Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств иных величин рыночной стоимости земельных участков и нежилых зданий, а также замечаний к отчетам об оценке сторонами не представлено.

Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетам об оценке рыночная стоимость земельных участков и нежилых зданий является достоверной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 7 июля 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2997,1 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 372 769 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 5433,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 297 325 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2997,1 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 816 340 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 5433,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 036 294 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 380,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 716 796 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 149,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 977 863 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

3а-1738/2023 ~ М-1106/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "САМАРА ТРЕСТ"
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Администрация городского округа Самара
ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация административного искового заявления
10.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее