Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2220/2023 ~ М-991/2023 от 22.02.2023

                                                                                               Дело № 2-2220/2023

            УИД 50RS0042-01-2023-001223-50

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2023 года                                                                        г. Сергиев Посад

    Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Чистиловой А.А.,

    при секретаре судебного заседания ФИО6,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,

    УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, одновременно просила восстановить срок для включения в указанный список (л.д. 3-8).

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО5 родилась в <адрес>, где проживала со своими родителями ФИО3 и ФИО4 Ввиду уклонения родителей от воспитания детей, в сентябре 2012 года истец вместе со своими сестрами была определена в Центр помощи детям при МБДОУ д/с ж.д.ст. БАМ. Заочным решением Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать — ФИО3 была лишена родительских прав в отношении ФИО7 <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав и отец - ФИО4 Истец была определена в Белгородский детский дом-интернат , где находилась на полном государственном обеспечении до достижения ею совершеннолетнего возраста. После достижения совершеннолетия переехала в г. ФИО2 <адрес> к родственникам, где по настоящее время проживает и работает. ФИО5 жилья в собственности не имеет и никогда не имела, проживает у родственников, либо на съемной квартире, а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истец получила письмо от <адрес>, в котором ей было разъяснено, что в связи с тем, что ранее она не обращалась с заявлением на включение в список по предоставлению жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, она может обратиться с настоящим заявлением по месту своего проживания. На момент получения данного письма истец временно проживала в <адрес> соответственно, обратилась с заявлением на включение в список по предоставлению жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление опеки и попечительства Министерства образования ФИО2 <адрес> по ФИО2-Посадскому городскому округу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с тем, что она не зарегистрирована на территории ФИО2-<адрес>. ФИО5 повторно обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования ФИО2 <адрес> по ФИО2-Посадскому городскому округу с тем же заявлением, приложив свидетельство о регистрации в <адрес>, ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было вновь отказано по тем же причинам. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МФЦ <адрес> с заявлением на включение в список <адрес> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением Департамента труда и Социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, в связи с отсутствием обстоятельств для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес>. В настоящее время ФИО5 зарегистрирована по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством в МФЦ г. ФИО2. Распоряжением Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> истцу было отказано.

Просила суд восстановить ей пропущенный срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и возложить обязанность на Окружное управление социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО10 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила суд исковые требования удовлетворить.

    Представитель ответчика Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поддержал доводы, изложенные в распоряжении об отказе во включении в список.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что ФИО5 (до вступления в брак - ФИО7) родилась 05.12.1997г. в <адрес> (л. д. 9).

    Родителями ФИО5 являются: мать ФИО3, отец ФИО4.

    Заочным решением Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-25).

    Решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 26-28).

    На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО7 была определена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.29)

    Из доводов иска следует, что истец была определена в Белгородский детский дом-интернат , где находилась на полном государственном обеспечении до достижения ею совершеннолетнего возраста. После достижения совершеннолетия переехала в г. ФИО2 <адрес> к родственникам, где по настоящее время проживает и работает.

    ДД.ММ.ГГГГ истец получила письмо от <адрес>, в котором ей было разъяснено, что в связи с тем, что ранее она не обращалась с заявлением на включение в список по предоставлению жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, она может обратиться с настоящим заявлением по месту своего проживания.

    На момент получения данного письма истец временно проживала в <адрес>, соответственно, обратилась с заявлением на включение в список по предоставлению жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес>

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с тем, что она не зарегистрирована на территории <адрес>.

    ФИО5 повторно обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования ФИО2 <адрес> по ФИО2-Посадскому городскому округу с тем же заявлением, приложив свидетельство о регистрации в <адрес>.

    Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было вновь отказано по тем же причинам.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МФЦ <адрес> с заявлением на включение в список <адрес> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Распоряжением Департамента труда и Социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, в связи с отсутствием обстоятельств для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством в МФЦ г. ФИО2.

    Распоряжением Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (ФИО7) отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением установлено, что ФИО7 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; регистрации по месту жительства не имеет, снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, до достижения 18-ти летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по адресу<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>; документов о нахождении под опекой (попечительством) или в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представила; на учете в органах опеки и попечительства ФИО2-Посадского городского округа как ребенок, оставшихся без попечения родителей до достижения 18 лет и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 23 лет, не состояла, личное дело не передавалось (л.д. 42-43).

    Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещении? детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещении? осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещении? по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении?, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещении? по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении?, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещении?.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

    Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещении? по договорам найма специализированных жилых помещении? лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Аналогичные положения содержатся и в Законе Московской области от 29.12.2007г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

    При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещении?. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условии? получения такой социальной поддержки.

    Из материалов дела следует, что ФИО7 снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, до достижения 18-ти летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2-Посадский городской округ, <адрес>.

    В материалы дела также представлена справка из Министерства социальной защиты населения <адрес>, из которой следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории <адрес> не включена. Жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения, не обеспечивалась (л.д.31).

    Согласно сведениям ЕГРН за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (добрачная фамилия ФИО11) прав на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 32-33).

    Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2-Посадский городской округ, <адрес>.

Из пояснений представителя истца следует, что с заявлением о постановке на учет до 18 лет истец не обращалась, поскольку ей не разъяснили, что у нее есть такое право, пока она находилась в детском доме-интернате. После достижения совершеннолетнего возраста она отчислилась из техникума, где обучалась, и переехала жить к родственникам в г. ФИО2.

Руководствуясь статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд исходит из того, что до достижения совершеннолетнего возраста ФИО5 не была поставлена в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее законный представитель, пока она находилась в доме-интернате, и органы опеки и попечительства не предприняли никаких мер по постановке истца на данный учет, не проконтролировали подачу такого заявления опекуном в интересах несовершеннолетнего ребенка, учитывая, что нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что срок для включения в список был пропущен истцом по уважительным причинам, поскольку органами опеки и попечительства не проводилась разъяснительная работа по поводу реализации истцом жилищных прав, а истец не может нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, в связи с чем, заявленные ею требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 195-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО5 к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

    Восстановить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

    Возложить обязанность на Окружное управление социального развития Министерства социального развития ФИО2 <адрес> включить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

    Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

    Мотивированное решение суда составлено 24 апреля 2023 года.

Судья                                А.А. Чистилова

2-2220/2023 ~ М-991/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колбасина Мария Александровна
Ответчики
Окружное управление социального развития №26
Другие
Панченко Юлия Николаевна
Суд
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
Судья
Чистилова Анна Александровна
Дело на странице суда
sergiev-posad--mo.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Подготовка дела (собеседование)
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Дело оформлено
08.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее