дело №2-560/2020
УИД:18RS0***-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
с участием помощника прокурора Увинского района Волковой А.А.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района к Администрации муниципального образования «Увинский район», Администрации муниципального образования «Увинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, ***, протяжённостью 850 м, идентификационный ***, в срок до 31.12.2025 года,
У с т а н о в и л:
Прокурор Увинского района Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Увинское» законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Увинского района. Проверкой установлено, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, ***, протяжённостью 850 м, (идентификационный номер *** входящая в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования «Увинское», не паспортизирована.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений статьи 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частями 1 и 8 статьи 6 Закона №257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года №402 утверждены «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу подпункта 4 пункта 9 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённых Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учёту и паспортизации. Учёт и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжённости, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Исходя из взаимосвязанных положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), Закона Удмуртской Республики от 13.07.2005 №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», части 2 статьи 13 Закона №257-ФЗ вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Увинский район» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решение вопроса местного значения поселений - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу части 4 статьи 15 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
В свою очередь, согласно пункту 1.2.1 соглашения №596 от 28.12.2018 года, заключённого между Администрацией муниципального образования «Увинское» и Администрацией муниципального образования «Увинский район», полномочия по решению вопросов местного значения, в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов, передано Администрации муниципального образования «Увинское».
Указанная в иске автомобильная дорога отнесена к дорогам общего пользования местного значения в границах сельского поселения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечёт ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения муниципального образования «Увинское».
В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, публично-правовых образований. Прокурор Увинского района просит обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2025 года провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, ***, ***, протяжённостью 850 м, идентификационный номер ***
В судебном заседании помощник прокурора Увинского района Волкова А.А. поддержала заявленные требования в полном объёме.
В судебное заседание представители ответчиков Администрации муниципального образования «Увинский район» и Администрации муниципального образования «Увинское» не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направили в суд заявления о признании исковых требований прокурора Увинского района.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принятие судом признания иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, суд полагает возможным принять признание иска ответчиками и вынести решение об удовлетворении иска прокурора Увинского района Удмуртской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Увинского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования «Увинский район», Администрации муниципального образования «Увинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, ***, ***, протяжённостью 850 м, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Увинский район» и Администрацию муниципального образования «Увинское» в срок до 31 декабря 2025 года произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, ***, протяжённостью 850 м (идентификационный номер ***
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 17.06.2020 года.
Судья- В.А.Ёлкина