Судья: Орлов Д.В.
Дело № 12-444/2021(первая инстанция)
Дело №7-267/2022 (вторая инстанция)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук Олег Васильевич, рассмотрев 11 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики жалобу законного представителя общества с <данные изъяты> - директора П на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 29 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в лице заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. от 18 августа 2021 года № 539 <данные изъяты>» (далее по тексту – <данные изъяты>», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, законный представитель Общества обратился с жалобой в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Определением судьи Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года дело направлено по подсудности.
Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики жалоба законного представитель Общества удовлетворена, постановление должностного лица от 18 августа 2021 года № 539 изменено в части назначении административного штрафа, снижен административный штраф до 175 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, законный представитель Общества просит решение судьи в части назначения административного штрафа отменить, заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением. Считает, что суд ошибочно посчитал не установленными наличие условий предусмотренные ч.2 ст.3.4 КоАП РФ при назначении наказания и мог назначить наказание в виде предупреждения в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, при этом не оспаривая сам факт совершения административного правонарушения.
В судебном заседании защитник <данные изъяты>» – Смелова О.И. доводы жалобы поддержала.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся участников процесса, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26 Федеральный закон N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно преамбуле Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон о благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, переработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона о благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 243 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
Пунктом 250 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов.
Положения п. 251 СанПиН 2.1.3684-21 устанавливают, что с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата.
Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.
В силу п. 256 СанПиН 2.1.3684-21 размещение ТКО должно осуществляться только на рабочей карте и в соответствии с регламентом и режимом работы полигона.
Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется ежесуточно при температуре выше плюс 5 °C, при температуре плюс 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени размещения ТКО.
Пункт 259 СанПиН 2.1.3684-21 указывает, что перехватывающие обводные каналы, отводящие поверхностные (ливневые) стоки, должны очищаться от отходов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <данные изъяты>» эксплуатирует полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>
В ходе проведения плановой выездной проверки 20 мая 2021 года выявлено, что <данные изъяты> не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. На момент обследования, рабочей картой для размещения ТКО, является вся рабочая зона полигона. Промежуточная изоляция уплотненного слоя ТКО проводится не ежесуточно. Часть перехватывающей обводной канавы не очищена от мусора, не предусмотрена очистка, образующегося при эксплуатации полигона, фильтра (протокол осмотра от 25.05.2021года с фотоматериалом л.д. 84-93).
Данные правонарушения подтверждены материалами дела и <данные изъяты> не оспариваются.
Допущенные <данные изъяты>» названные бездействия по выполнению обязательных требований пунктов 243, 250, 251, 256, 259 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 6.35. КоАП РФ, что и обоснованно квалифицированы должностным лицом и районным судьей.
Довод жалобы сводится к несогласию с назначенным наказанием, отклоняется, поскольку нарушение санитарно-эпидемиологические требований к размещению отходов производства и потребления, с очередностью создает риск наступления неблагоприятных обстоятельств как для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так и угрозу возникновения ситуации, создающих повышенный риск наступления неблагоприятных и невосполнимых обстоятельств в виде вреда, причиненному экологическому благополучию человека. Исходя из оценки фактическим обстоятельствам дела, а также характера противоправного деяния, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не установлено. Наложение административного штрафа, вопреки доводам жалобы, в данном случае отвечает целям административной ответственности.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О.В. Захарчук