Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-289/2020 ~ М-364/2020 от 01.12.2020

Дело № 2 – 289/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

22 декабря 2020 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием истца Алгаевой Л.В., представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонного) Нигматуллиной Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алгаевой ФИО7 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонному) о включении в специальный стаж периодов работы,

УСТАНОВИЛ:

Алгаева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл) о включении в специальный стаж периодов работы, указывая, что 18 ноября 2019 года обратилась в ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако ответчик решением от 26 декабря 2019 года включил в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, 28 лет 7 месяцев 19 дней, исключив, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 19 января 1998 года по 18 февраля 1998 года, с 07 апреля 2003 года по 29 апреля 2003 года, с 12 ноября 2007 года по 10 декабря 2007 года, с 22 октября 2012 года по 17 ноября 2012 года, со 02 октября 2017 года по 28 октября 2017 года и дни сдачи крови 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года. С данным решением не согласна. Трудовую деятельность начала с 01 августа 1994 года в <данные изъяты> в должности врача-педиатра, с 01 сентября 1995 года принята на должность врача-педиатра сельского приписного участка <данные изъяты> больницы и работает по настоящее время. Во время работы неоднократно находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, что в календарном исчислении составляет 4 месяца 17 дней, в льготном исчислении с учетом подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 – 5 месяцев 21 день. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Также является донором крови и 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года сдавала кровь. Донорские дни засчитываются в специальный стаж, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок. Полагает, что с учетом признаваемого ответчиком специального стажа на 18 ноября 2019 года – 28 лет 7 месяцев 19 дней, ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на момент обращения в пенсионный орган составляет 29 лет 1 месяц 3 дня. Считает, что на момент обращения в суд имеет достаточный специальный стаж для назначения указанной пенсии 30 лет – 29 лет 1 месяц 3 дня = 10 месяцев 27 дней / 1,25 (коэффициент 1 календарный год = 1 год 3 месяца специального стажа) = 262 дня. 18 ноября 2019 года + 262 дня = 10 августа 2020 года (дата назначения пенсии).

С учетом представленного уточнения к иску просит обязать ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 19 января 1998 года по 18 февраля 1998 года, с 07 апреля 2003 года по 29 апреля 2003 года, с 12 ноября 2007 года по 10 декабря 2007 года, с 22 октября 2012 года по 17 ноября 2012 года, со 02 октября 2017 года по 28 октября 2017 года, а также дни сдачи крови 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года, суммарной продолжительностью 5 месяцев 24 дня; установить датой достижения льготного стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 10 августа 2020 года; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 2300 рублей.

Согласно возражениям на исковое заявление, представленным ответчиком ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл, с доводами Алгаевой Л.В. не согласны, считают их несостоятельными. Включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в органах здравоохранения, не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года. Поскольку в периоды обучения на курсах повышения квалификации и в дни сдачи крови Алгаева Л.В. лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не осуществляла, норма рабочего времени ею не была выполнена. В связи с этим периоды нахождения на курсах повышения квалификации и дни сдачи крови не могут быть включены в специальный стаж Алгаевой Л.В. На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составил 28 лет 07 месяцев 19 дней, то есть менее 30 лет, что недостаточно для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Отказ ответчика в назначении пенсии является законным и обоснованным. Алгаева Л.В. также просит суд взыскать с ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл судебные расходы в размере 2000 рублей на оплату услуг представителя, включающие в себя составление искового заявления, данная сумма является завышенной и не соответствующей принципам разумности и соразмерности, так как оказание данной услуги с учетом обстоятельств дела не представляло большой сложности. В соответствии с ч. 1 ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» имеют целевое значение. Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ утверждаются отдельными федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ и об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ. С учетом целевого использования средств бюджета Пенсионного фонда РФ, установленного на уровне федерального законодательства, в данном случае при отнесении на ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл расходов истца, понесенных им за юридические услуги, средства бюджета расходуются не по целевому назначению. Основное же назначение средств бюджета Пенсионного фонда РФ – выплата пенсий и социальных пособий. На основании ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджет Пенсионного фонда РФ его доходная и расходная части ежегодно утверждаются федеральным законом, которым расходы на оплату услуг представителей, не предусмотрены. Нецелевое расходование средств бюджета недопустимо. Полагают, что сумма 2000 рублей, заявленная истцом Алгаевой Л.В. на взыскание судебных расходов, необоснованно завышена и не соответствует критериям разумности и справедливости. Просят в удовлетворении исковых требований Алгаевой Л.В. отказать, расходы по оплате услуг представителя снизить до разумных пределов.

В судебном заседании истец Алгаева Л.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить. Пояснила, что ей предоставлялись дни отдыха за дни сдачи крови, при этом заработная плата ей выплачивалась, страховые взносы оплачивались. По настоящее время продолжает работать врачом-педиатром в Сернурской ЦРБ. В судебном заседании 22 декабря 2020 года уточнила требования, пояснив, что просит признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 03 августа 2020 года.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл Нигматуллина Г.Ш. в судебном заседании исковые требования Алгаевой Л.В. не признала по изложенным в возражениях на исковое заявление доводам, просила в их удовлетворении отказать, снизить судебные расходы до разумных пределов.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения содержались в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, включена должность: врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в учреждениях: больницы всех наименований.

В ранее действовавшем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, также была предусмотрена должность врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков) в больницах всех наименований.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, указаны врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из разъяснений, содержащихся в абз. втором п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.

При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года (абз. седьмой п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30).

Согласно решению ГУ – УПФ РФ в Сернурском районе Республики Марий Эл от 26 декабря 2019 года Алгаевой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как нет требуемого стажа в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и поселках городского типа – 30 лет. В специальный стаж не включены, в том числе периоды курсов повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства с 19 января 1988 года по 18 февраля 1998 года, с 07 апреля 2003 года по 29 апреля 2003 года, с 12 ноября 2007 года по 10 декабря 2007 года, с 22 октября 2012 года по 17 ноября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 28 октября 2017 года, так как согласно Постановлению Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в специальный стаж не засчитываются; 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года (сдача крови), так как по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица в графе особые условия труда не подтвержден медицинский стаж. Специальный стаж Алгаевой Л.В. на момент обращения за назначением пенсии 18 ноября 2019 года составил 28 лет 7 месяцев 19 дней.

Судом установлено, что согласно копии трудовой книжки истца, справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 15 декабря 2020 года с 01 августа 1994 года Алгаева Л.В. была принята в <данные изъяты> больницу в качестве врача-интерна для прохождения одногодичной интернатуры по педиатрии, 31 августа 1995 года направлена в распоряжение главного врача <данные изъяты> после окончания интернатуры, 01 сентября 1995 года принята в <данные изъяты> на должность врача-педиатра сельского приписного участка, 01 февраля 1999 года временно по производственной необходимости переведена на должность врача-инфекциониста инфекционного отделения, разрешено совместительство 0,5 ставки в должности врача-педиатра детской консультации, 03 июня 2000 года переведена в поликлинику на должность участкового педиатра сельского приписного участка, разрешено совместительство 0,5 ставки ординатора детского отделения, 01 декабря 2005 года должность переименована на должность врача-педиатра участкового, работает по настоящее время (л.д. 6-8, 9-10).

Из материалов дела следует, что Алгаева Л.В. находилась на курсах повышения квалификации с 19 января 1998 года по 18 февраля 1998 года, с 07 апреля 2003 года по 29 апреля 2003 года, с 12 ноября 2007 года по 10 декабря 2007 года, с 22 октября 2012 года по 17 ноября 2012 года, с 02 октября 2017 года по 28 октября 2017 года (всего 4 месяца 16 дней), что подтверждается выписками из приказов <данные изъяты>» от 16 января 1998 года , от 02 апреля 2003 года , от 08 ноября 2007 года -ко, от 19 октября 2012 года , от 27 сентября 2017 года , копиями удостоверения от 28 октября 2017 года , свидетельства о повышении квалификации от 17 ноября 2012 года , свидетельства о повышении квалификации , свидетельства о прохождении повышения квалификации к диплому , свидетельства о прохождении повышения квалификации к диплому , справки от 15 декабря 2020 года , выданной <данные изъяты>».

Указанные периоды ответчиком в специальный стаж истца не включены.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно п. 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец Алгаева Л.В. работала по основному месту работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На курсы повышения квалификации в указанные периоды истец направлялась приказами работодателя. При этом за истцом в указанные периоды сохранялись место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ, что представителем ответчика не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды времени.

Суд также принимает во внимание, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием выполнения работы.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, при этом исчисление стажа следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 5 месяцев 20 дней (год работы как год и 3 месяца), поскольку Алгаева Л.В. в данный промежуток времени работала в должности и учреждениях, к которым применен льготный порядок исчисления.

Истцом также заявлено требование о включении в специальный стаж дней сдачи крови: 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года.

Из копий приказов о предоставлении отпуска работнику от 17 марта 2014 года , от 29 декабря 2015 года , от 05 февраля 2016 года следует, что Алгаевой Л.В. предоставлялись оплачиваемые дни отдыха 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года в качестве гарантии и компенсации работникам в случае сдачи им крови и их компонентов.

В соответствии с копиями справок серии , серии Алгаева Л.В. сдавала кровь 19 марта 2013 года, 24 декабря 2015 года.

Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.

В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В силу положений п. 2 ст. 26 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» работодатели, руководители организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.

Исходя из системного толкования данных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части включения в специальный стаж дней отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года (всего 3 дня), поскольку в указанные дни за истцом также сохранялись рабочее место, средний заработок.

В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для включения в специальный страховой стаж Алгаевой Л.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, перечисленных выше периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяцев) и дней отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов в календарном исчислении общей продолжительностью 5 месяцев 23 дня.

На время обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истца, дающий право на назначение указанной пенсии, и признанный ответчиком, составляет 28 лет 7 месяцев 19 дней.

С учетом включения спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, дней отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов (общей продолжительностью 5 месяцев 23 дня), в стаж работы по специальности по состоянию на момент обращения 18 ноября 2019 года Алгаевой Л.В. в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности специальный стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, составит 29 лет 1 месяц 12 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения 7 следует, что при возникновении права на пенсию в 2020 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

На основании ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч.1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, при возникновении у истца в 2020 году права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, такая пенсия может быть ей назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на ее получение.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07июня 2006 года и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

В судебном заседании установлено, что истец с момента обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по настоящее время продолжает работать в ГБУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» в должности, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что подтверждается справкой от 15 декабря 2020 года и представителем ответчика не оспаривается. При этом период работы истца с 18 ноября 2019 года по настоящее время подлежит зачету в стаж работы в льготном исчислении.

Следовательно, с учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы и представленных истцом сведений специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности 30 лет выработан истцом 01 августа 2020 года, у Алгаевой Л.В. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При таких обстоятельствах, поскольку на момент рассмотрения дела судом Алгаевой Л.В. выработан специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности 30 лет, с учетом заявленных истцом требований у суда имеются основания для признания права истца на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03 августа 2020 года.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со ст. 48, 100 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В обоснование требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя Алгаевой Л.В. суду представлена квитанция серии <данные изъяты> от 30 ноября 2020 года, подтверждающая оплату истцом адвокату ФИО5 2000 рублей за составление искового заявления.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Учитывая требования разумности и справедливости, фактический объем оказанных представителем услуг – составление искового заявления, сложность дела и характер спора, совокупность представленных стороной истца в подтверждение своей правовой позиции документов и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, отсутствие доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца понесенные ею расходы на оплату услуг представителя в полном объеме в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд в размере 300 рублей, также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Утверждение ответчика о том, что средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов, поскольку действующее законодательство не освобождает ответчика от обязанности возместить истцу, требования которого удовлетворены решением суда, указанные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Алгаевой ФИО7 удовлетворить.

Признать право Алгаевой ФИО7 на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03 августа 2020 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий
Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Алгаевой ФИО7, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении из расчета один год как один год и три месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 1998 года по 18 февраля 1998 года, с 07 апреля 2003 года по 29 апреля 2003 года, с 12 ноября 2007 года по 10 декабря 2007 года, с 22 октября 2012 года по 17 ноября 2012 года, со 02 октября 2017 года по 28 октября 2017 года, в календарном исчислении дни отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов 17 марта 2014 года, 31 декабря 2015 года, 05 февраля 2016 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонного) в пользу Алгаевой ФИО7 расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 (две тысячи) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 22 декабря 2020 года.

2-289/2020 ~ М-364/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алгаева Лилия Валерьяновна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Сернурском районе РМЭ (межрайонное)
Суд
Сернурский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на странице суда
sernursky--mari.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее