66RS0051-01-2022-002704-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловской области «25» января 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Комарницкой О.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-307/2023 по иску
Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сосьвинсого городского округа о возложении обязанности,
с участием представителя истца - заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области Мягкова А.Д.., представителя ответчика - Захаровой Е.Ю.,
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд Свердловской области с иском к Администрации Сосьвинского городского округа о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления зарегистрирована Свалка твердых бытовых отходов, расположенная в р.<адрес> городского округа на земельном участке с координатами: широта - 59.177200, долгота - 61.832833. Свалка расположена в 2,5 км от реки Сосьва, в 0,3 км к северо-западу от р.<адрес>. Категория земель не установлена. Занимаемая свалкой площадь территории составляет 3 га. Свалка образована в 1966 году. Количество накопленных отходов IV, V классов опасности по данным, представленным администрацией Сосьвинского городского округа в характеристике объекта размещения отходов за 2010 год и в письме от 05.03.2020 года № по состоянию на 31.12.2009 года составляет 55 тыс. т.. При обследовании 11.08.2022 года природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> указанной территории установлено, что свалка не ликвидирована, территория заросла травой. Преимущественно на почве размещены твердые коммунальные отходы, которые визуально находятся в произрастающей растительности.
Представитель истца помощник прокурора Мягков А.Д. в судебном заседании исковые требования уточнил в части срока исполнения, полагая разумным установить срок – 1 год с момента вступления решения в законную силу. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Захарова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала пояснила, что при обследовании 11.08.2022 года природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> установлено, что свалка не ликвидирована, территория заросла травой. Преимущественно на почве размещены твердые коммунальные отходы, которые визуально находятся в произрастающей растительности. Согласно Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>, а именно схеме движения потоков отходов АПО-1 (Северное) I этап 2019-2024 г. на территории Сосьвинского городского округа потоки ТКО были направлены на площадь накопления ТКО (свалка твердых бытовых отходов <адрес> (кадастровый №). В соответствии с новой Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> потоки ТКО Сосьвинского городского округа направлены на полигон ТКО <адрес>. Операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Фактически, на данный земельный участок вывозились отходы ТКО, осуществляемого путем помешочного сбора с жилых домов в п.г.т. Сосьва и <адрес> перевозчиком ООО «ТКО-Сервис». Таким образом, нарушение схемы потоков движения ТКО, привело к загрязнению земельного участка, не предназначенного для этих целей. В адрес регионального оператора было направлено письмо от 23.04.2021 года № о необходимости соблюдения схемы движения потоков ТКО во избежание захламления земельного участка, расположенного в конце <адрес> п.г.т. Сосьва. Движение и выгрузка потоков ТКО на земельный участок запрещена с 26 апреля 2021 года. В 2022 году были проведены работы по ликвидации визуального мусора на свалке в п.г.т. Сосьва по <адрес>, на основании заключенного муниципального контракта от 15.04.2022 года между ООА СГО "Комитет ЖКХ и СЭТС" и ООО «Урал-JIec» на общую сумму 491,0 тыс. рублей. В рамках указанного муниципального контракта были выполнены следующие виды работ: сгребание и уборка мусора, перевозка мусора в мешках для распределения по контейнерным площадкам, планировка площадей бульдозерами после уборки мусора с целью разравнивания поверхности, разработка грунта экскаватором для создания рва с целью ограничения доступа на земельный участок. Так же силами МБУ «ЭХУ СГО» было возведено преграждение в виде бетонного блока с целью ограничения доступа. Работы по данному контракту были завершены 05 мая 2022 года. В 2023 году запланировано приступить к формированию проекта рекультивации данного земельного участка с целью восстановления плодородного слоя. На текущий момент сделаны запросы коммерческих предложений у организаций, занятых в разработке проектов по рекультивации мусорных свалок. Таким образом, со стороны администрации Сосьвинского городского округа приняты меры по организации ликвидации отходов, несанкционированно размещенных на свалке. В настоящее время свалка твердых бытовых отходов на указанном земельном участке ликвидирована.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил в суд отзыв, в котором указал о том, что по данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления площадь занимаемая свалкой составляет 3 га. Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на свалке в Министерстве отсутствуют. С 2022 года в рамках реализации о данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления площадь занимаемая свалкой составляет 3 га. Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на свалке в Министерстве отсутствуют. С 2022 года в рамках реализации федерального проекта «Генеральная уборка» на территории Свердловской области Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ведется работа по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и на здоровье граждан и продолжительность их жизни. Свалка включена в предварительный перечень подлежащих обследованию и оценке объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда, в 2023 году в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». При формировании оценки расходных полномочий на 2022 год Сосьвинскому городскому округу Министерством предусмотрен повышающий коэффициент по разделу 006 «Охрана окружающей среды», направленный на ликвидацию несанкционированных свалок с учетом запланированных Администрацией Сосьвинского городского округа мероприятий по разработке ПСД в 2022 году (письмо администрации от 12.04.2021 года № 1515). Сведения о разработке проектно-сметной документации в Министерстве отсутствуют. При формировании оценки расходных полномочий на 2023 год по разделу 006 «Охрана окружающей среды» Администрации Сосьвинского городского округа принят повышающий коэффициент 2 для ликвидации свалки путем вывоза отходов на санкционированный полигон с учетом запланированных мероприятий (письмо от 13.05.2022 года № 1791). Таким образом, меры по организации ликвидации свалки Администрацией Сосьвинского городского округа принимаются.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса - в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 11 данного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 51 данного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу с ч. 1 ст. 13.4 данного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 14 ст. 5 Устава Сосьвинского городского округа, принятого решением Серовской районной Думы от 18.05.2005 года № 71, к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 39 ст. 30 Устава полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Администрацию Сосьвинского городского округа.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчиков, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву, при этом отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, при обследовании 11.08.2022 года природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> территории – земельного участка, расположенного в р.<адрес> городского округа на земельном участке с координатами: широта - 59.177200, долгота - 61.832833, который зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления как Свалка твердых бытовых отходов, которая не ликвидирована, а территория на момент осмотра заросла травой (что подтверждается фототаблицей).
Из характеристики объекта размещения отходов следует, что данная свалка расположена в 2,5 км от реки Сосьва, в 0,3 км к северо-западу от р.<адрес>. Категория земель не установлена. Занимаемая свалкой площадь территории составляет 3 га. Свалка образована в 1966 году. Количество накопленных отходов IV, V классов опасности по данным, представленным администрацией Сосьвинского городского округа в характеристике объекта размещения отходов за 2010 год и в письме от 05.03.2020 года № по состоянию на 31.12.2009 года составляет 55 тыс. т..
Согласно пояснительной записки к Характеристике объекта размещения отходов, расположенного на территории МО Сосьвинский ГО – при проведении инвентаризации объектов размещения отходов МО Сосьвинский ГО было установлено, что вышеуказанная свалка твердых бытовых отходов (в р.<адрес>) является действующей. Землеотводные документы на участок, занимаемой свалкой, не оформлены. Балансодержатель свалки не определен.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, требования природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом уточнений последнего.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосьвинсого городского округа о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на администрацию Сосьвинского городского округа обязанность в срок до 01.07.2023 года организовать выполнение работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды - ликвидировать Свалку твердых бытовых отходов, расположенную в 0,3 км к северо-западу от р.п. Сосьва путем сбора, вывоза, утилизации отходов.
Возложить на администрацию Сосьвинского городского округа обязанность в срок – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по приведению участка земли, занятого Свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в 0,3 км к северо-западу от р.п. Сосьва, в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2023 года.
Председательствующий Е.А. Фарафонова