Дело <№>
УИД 33RS0<№>-60
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 6 декабря 2023 года
Ковровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи <данные изъяты>, при секретаре Суворовой Е.В., с участием представителя истца помощника <данные изъяты> Егорова В.В., истцов Кузьминой Е.А., Трантина М.В., представителя ответчика администрации <адрес> Перфиловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты>, действующего в интересах Кузьминой Е. А., Трантина М. В., к администрации <адрес> о возложении обязанности по отселению и принятию мер по обеспечению жилищных прав в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>, действующий в защиту прав и законных интересов Кузьминой Е.А., Трантина М.В., обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по отселению и принятию мер по обеспечению жилищных прав в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанных лиц, обращении решения к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник <данные изъяты> Егоров В.В. в обоснование заявленных требований пояснил, что в многоквартирном <адрес> в <адрес> – одноэтажном здании общей площадью 218,5 кв.м. <дата> произошел пожар, в результате которого существенно повреждены конструктивные элементы здания. Постановлением администрации <адрес> от <дата> <№> утверждено решение межведомственной комиссии о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с получением повреждений в результате пожара, а также физическим износом в процессе его эксплуатации. Срок расселения установлен до <дата>. Кузьмина Е.А. является собственником жилого помещения <№> в данном многоквартирном доме на основании договора купли-продажи от <дата>. Жилое помещение <№> по указанному выше адресу приобретено Трантиным М.В. в порядке наследования по завещанию в июне 2000 года. Жители аварийного дома неоднократно обращались в администрацию <адрес> с заявлениями о расселении, однако до настоящего времени указанный вопрос ответчиком не решен. В связи с тем, что фактический срок расселения жителей истек, мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой жом, не завершены, собственники помещений в многоквартирном <адрес> подлежат расселению, а ответчик подлежит понуждению к принятию мер по обеспечению жилищных прав Кузьминой Е.А. и Трантина М.В. с целью реализации положений ст. 32 ЖК РФ.
В судебном заседании истцы Кузьмина Е.А. и Трантин М.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> Перфилова А.А. с исковыми требованиями согласилась частично, указав, что в настоящее время действует областная адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>», утвержденная постановлением администрации <адрес> от <дата> <№>. Очередность расселения многоквартирных домов в рамках программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В рамках указанной программы расселяются дома, признанные аварийными до <дата>. В данную программу <адрес> не включен, поскольку признан аварийным <дата>, и соответственно финансированием не обеспечен. Бюджет <адрес> утвержден с дефицитом, финансирование на рассматриваемые цели является недостаточным. В настоящее время в бюджете МО <адрес> денежные средства на расселение жителей <адрес> в <адрес> отсутствуют. Полагала, что истцы могут обратиться в администрацию <адрес> заявлениями о предоставлении им жилья для временного проживания до момента расселения из маневренного фонда. Кроме того, фактическое место жительства Трантина М.В.- <адрес>, Кузьминой Е.А.- <адрес>, в связи с чем исковые требования в части их отселения удовлетворению не подлежат. В случае удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на администрацию <адрес> обязанности принять меры по обеспечению жилищных прав граждан в порядке ст. 32 ЖК РФ просила предоставить достаточный срок для исполнения решения суда – 1 год с даты его вступления в законную силу.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части, исходя из следующего.
Конституционное право на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающего его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального фондов малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся вопросы обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно абз. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный дом, законом не установлены.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 3 определения Конституционного суда Российской Федерации от <дата> <№>-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном отселении граждан в случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденной постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>, в случае аварийного состояния жилого помещения, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан, срок отселения граждан не может быть поставлен в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, в том числе наличия денежных средств в бюджете города либо наличия свободных жилых помещений.
Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№>, (далее – Положение) основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено, что по адресу: <адрес> расположен многоквартирный <адрес> года постройки, одноэтажный, общей площадью 218,5 кв.м., жилой площадью 144, 7 кв.м.
Собственником <адрес> в <адрес>, общей площадью 33,2 кв.м., на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> является Кузьмина Е.А. (л.д.30,31-32, 33-37), <адрес> указанном выше доме, общей площадью 27,3 кв.м., принадлежит на праве собственности Трантину М.В. (л.д.41-46).
Согласно справок ОНД и ПР по <адрес>, Ковровскому и <адрес>м от <дата> <№>, <№>, <дата> в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого от воздействия огня и высокой температуры повреждена кровля дома. От воды, затраченной на тушение пожара, повреждены внутренняя отделка квартир <№>,7 и находящееся в них имущество.
Из заключения <данные изъяты>» о техническом состоянии многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что указанный жилой дом возведен в 1968 году и находится в эксплуатации 50 лет (на основании представленного технического паспорта). По другим данным здание было возведено в 1926 году, а в 1968 году реконструировано в нынешнем виде. На момент обследования эксплуатируется только часть квартир жилого дома по причине пожара, который фактически уничтожил стропильную систему крыши, ее покрытие, а также нанес сильный урон несущим конструкциям стен и перекрытий. <адрес> помещений 218,5 кв.м. По результатам обследования и на основании СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций» установлено, что дом находится в аварийном состоянии. Пожар, произошедший в апреле 2018 года, привел к полному разрушению значительной части несущих и ограждающих конструкций жилого дома и невозможности дальнейшего пребывания в нем людей. В настоящее время продолжается разрушение конструкций жилого дома, в связи с отсутствием заполнения оконных проемов, отсутствия покрытия на значительной части крыши, обрушения перекрытий. Основные несущие и ограждающие конструкции здания находятся в аварийном и ограниченно-работоспособном состоянии. Инженерные коммуникации находятся в ограниченно-работоспособном аварийном состоянии и не могут в полной мере обеспечить соблюдение санитарно эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Техническое состояние конструктивных элементов, обследованного многоквартирного жилого дома, представляют серьезную опасность и угрозу для жизнедеятельности и пребывания людей как внутри, так и на территории прилегающей к зданию. Дальнейшая безопасная эксплуатация многоквартирного дома невозможна. Дополнительно отмечено, что данный жилой дом является устаревшим и не предусматривал устройство санитарных узлов в помещении квартир, отсутствие горячего водоснабжения и использование баллонного газоснабжения. Общий туалет из дощатых конструкций расположен на дворовой территории и находится в неэксплуатируемом состоянии. Жилой <адрес> в <адрес> на основании нормативных документов и проведенного обследования выработал свой технический ресурс и находится в аварийном состоянии. Прогнозируемый срок службы до аварийно отказа невозможно указать точно, т.е. отказ отдельных несущих конструкций, в частности балок перекрытия и стропильной системы может наступить в любой момент. Капитальный ремонт дома экономически нецелесообразен, т.к. практически вышли из строя стены, перекрытия и стропильная система жилого дома, что требует полной разборки дома для его восстановления. Также отмечено, что дом расположен в непосредственной близости от железнодорожных путей и автомобильной магистрали города. Рекомендуется расселение жильцов жилого многоквартирного дома в самое ближайшее время.
В исследовательской части заключения <данные изъяты> указано, что по визуальному осмотру выявлены дефекты в кладке забирки, выразившиеся в разрушении защитного штукатурного слоя и кладочного раствора, сколы и выпадения элементов кирпичной кладки, неравномерная осадка отдельных участков фундаментов, выпучивание искривления цоколя, сквозные трещины на отдельных участках цоколя, значительный уклон деревянных полов по деревянным балкам, опирающихся на стены цоколя, физический износ ленточных каменных фундаментов составляет не менее 70%. Наружные и внутренние стены подверглись деформациям, конструктивные элементы (бревна) частичному разрушению. Отмечены повреждения конопатное растрескивание древесины венцов, искривление горизонтального фасада, следы увлажнения и гнили на уровне нижних венцов, у карниза и оконных проемов, продуваемость и промерзание стен, глубокие трещины в венцах и частичное поражение гнилью, выпучивание стен и неравномерная осадка, значительный перекос дверных и оконных косяков, осадка отдельных углов здания. Физический износ стен не менее 70%. Фактический физический износ деревянных перегородок составляет не менее 80%, требуется полная замена перегородок. Фактический износ дощатых полов составляет не менее 80% и требует полной замены конструктивных элементов дощатых полов и лаг. Фактический износ межэтажного и чердачного перекрытия -80%, оценивается как аварийное и угрожающее жизни и здоровью людей, проживающих в обследуемом многоквартирном жилом доме. Состояние конструкций крыши оценивается как аварийное, физический износ – 100%. Фактический износ кровельного покрытия – 60%.
Постановлением администрации <адрес> от <дата> <№> утверждено заключение Межведомственной комиссии от <дата> <№> о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с получением повреждений в результате пожара, а также физическим износом в процессе его эксплуатации. Срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений – до <дата> (л.д.11).
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливают требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания. Конкретные сроки, в которые будет производиться отселение жильцов дома, законом не установлены, эти сроки должны отвечать требованиям разумности и не умалять права граждан на безопасное и благоприятное проживание в жилом помещении.
Судом установлено, что с <дата> истцы Кузьмина Е.А. и Трантин М.В. фактически в аварийном жилом помещении не проживают, т.е. угрозы жизни и здоровью истцов нет, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об их отселении.
Однако в связи с тем, что фактический срок расселения жителей истек, мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом, не завершены, имеется наличие реальной опасности разрушения дома, суд находит требования Ковровского городского прокурора подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать администрацию <адрес> принять меры по обеспечению жилищных прав в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 названного постановления Пленума N "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> Перфилова А.А. пояснила, что в настоящее время бюджетные средства на расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Суд учитывает, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, поскольку реализация положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации требует значительных финансовых и временных затрат, суд приходит к выводу, что немедленное исполнение решения суда невозможно и будет заведомо неисполнимо, в связи с чем полагает необходимым возложить на администрацию <адрес> обязанность принять меры по обеспечению жилищных прав истцов в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> принять меры по обеспечению жилищных прав Кузьминой Е. А., <дата> г.р., Трантина М. В., <дата> г.р., в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.С.Ивлиева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.