Судья Губаева Д.Ф. Дело № 12-97/2022
(Дело № 5-237/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре судебного заседания Сакеновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу заместителя начальника ОВМ ОМВД России по г. Сыктывкару Брагиной И.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гамма»,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гамма» за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной заместителем начальника ОВМ ОМВД России по г. Сыктывкару Брагиной И.В. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании в Верховном Суде Республике Коми должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару Андрющенко А.С. настаивал на удовлетворении жалобы.
Иные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание в Верховный Суд Республики Коми не явились, ходатайств об отложении слушания дела не направляли.
На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав объяснения должностного лица административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующими выводам.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что ... Абдулхамидов И.И. угли, находясь на крыльце <Адрес обезличен>, осуществлял трудовую деятельность в качестве плиточника, не имея соответствующих документов для осуществления такой деятельности. К трудовой деятельности иностранного гражданина привлекло общество с ограниченной ответственностью «Гамма».
Выше указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гамма» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая настоящее дело и принимая постановление о прекращении производства по делу, судья городского суда, исходил из того, что протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> от 11 октября 2021 года получен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду ненадлежащего уведомления юридического лица о месте и времени его составления, и исключив его из числа доказательств, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 указанного Кодекса.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что юридического лица (его защитник, законный представитель), в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> в адрес общества с ограниченной ответственностью «Гамма» была направлена повестка о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении 11 октября 2021 года к 13 часам (л.д.14-15) с присвоенным почтовым идентификатором <Номер обезличен>. Данная повестка была направлена по месту регистрации юридического лица, по адресу: <Адрес обезличен>.
Согласно данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <Номер обезличен>, размещенного на официальном сайте АО «Почта России», письмо не вручено адресату по причине «временное отсутствие адресата». В последующем, оно было возвращено в административный орган с отметкой «по истечении срока хранения». Нарушений требований Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 года № 98-п, не было допущено.
Таким образом, размещенные 09 октября 2021 года сведения о «временном отсутствии адресата» достоверно свидетельствовали о надлежащем извещении общества с ограниченной ответственностью «Гамма» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое состоялось 13 октября 2021 года в отсутствии ООО «Гамма».
При таких обстоятельствах, вывод судьи городского суда о ненадлежащем извещении ООО «Гамма» о дате, времени и месте составления протокола, противоречит материалам дела, и не может быть признан законным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Приведенные существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, постановление судьи о прекращении производства по делу подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2022 года о прекращении производства по делу отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гамма» направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья - подпись И.М. Машкина