Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-758/2022 от 10.06.2022

                                                                                                            № 21-758/2022

УИД 38RS0024-01-2022-001265-95

                           решение

11 июля 2022 года                                                                                   г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. на решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении эколога Общества с ограниченной ответственностью «ТМП» М.К.С.,

                           установил:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. от 19 ноября 2021 года Номер изъят эколог Общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (далее ООО «ТМП», общество) М.К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 1 февраля 2022 года постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. от 9 марта 2022 года Номер изъят эколог Общества с ограниченной ответственностью «ТМП» М.К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копия судебного решения получена должностным лицом 27 мая 2022 года.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области 3 июня 2022 года, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. просит об отмене судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывает на наличие в действиях эколога М.К.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представлена с недостоверной информацией.

В судебном заседании государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. доводы жалобы поддержал.

В судебном заседании защитник Федоров Е.А. против удовлетворения жалобы возражал.

В судебном заседании не присутствовали эколог ООО «ТМП» М.К.С. и защитник Гирс А.М., о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы извещены, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Номер изъят, материалы дела Усольского городского суда Иркутской области Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ), из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.

Абзац 6 части 5 статьи 16.3 указанного Закона устанавливает, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно абзацу 2 пункта 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255, при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

Пунктом 8 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено требование, согласно которому не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, равно как и представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию об оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании решения заместителя руководителя Управления Ц. от 16 июля 2021 года № Номер изъят «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП», по результатам которой составлен акт 3 августа 2021 года Номер изъят

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что с 11 января 2017 года ООО «ТМП» осуществляет деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», код объекта Номер изъят, I-я категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – высокая.

Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 27 марта 2020 года Номер изъят ООО «ТМП» утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на период с 27 марта 2020 года по 26 марта 2021 года.

Деятельность общества в период с 1 января по 27 марта 2020 года осуществлялась в отсутствие установленных лимитов размещения отходов на объекте НВОС.

Обществом представлена недостоверная информация в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, так как расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должен осуществляться с применением повышающего коэффициента в связи с размещением отходов производства и потребления сверх установленных лимитов. Представленные уточненные декларации отклонены в связи с допущенными ошибками. Обществу вменено нарушение абзаца 6 части 5 статьи 16.3 «Об охране окружающей среды», абзаца 2 пункта 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. от 9 марта 2022 года Номер изъят эколог Общества с ограниченной ответственностью «ТМП» М.К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанности по предоставлению полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку общество в период с 1 января по 27 марта 2020 года осуществляло деятельность на объекте НВОС в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем, обязанность по своевременному предоставлению полной и достоверной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не исполнена.

Отменяя постановление должностного лица, судья городского суда, оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о том, что общество в период с 1 января по 27 марта 2020 года осуществляло деятельность по временному накоплению отходов, а не по их размещению, данные отходы в количестве 0,026 тонн размещены на полигоне и учтены в представленной декларации, расчет платы произведен без сверхлимитного показателя.

Проанализировав федеральное законодательство и оценив представленные доказательства, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что отсутствие сверхлимитной оплаты не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку недостоверная информация обществом не предоставлялась.

Все доводы жалобы не являются основаниями к отмене судебного акта, поскольку несогласие должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей Усольского городского суда Иркутской области законодательства об охране окружающей среды не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об осуществлении временного накопления отходов в период с 1 января по 27 марта 2020 года и об очистке площадки временного накопления отходов к моменту проверки 3 августа 2021 года, а также об их последующем размещении и учете в декларации, все сомнения должны толковаться в пользу данного лица в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу судебного акта, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                         р е ш и л :

Решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении эколога Общества с ограниченной ответственностью «ТМП» М.К.С. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории М. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                                                                    М.А. Ткачук

21-758/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Макарова Кристина Сергеевна
Другие
Федоров Е.А.
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Статьи

ст. 8.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--irk.sudrf.ru
14.06.2022Материалы переданы в производство судье
11.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022Дело оформлено
12.07.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее