копия
Дело № 2-357/2020
УИД 66RS0039-01-2020-000673-53
Мотивированное решение составлено 24 июля 2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 20 июля 2020г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Шторх Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнесергинского муниципального района о возложении обязанностей по оборудованию проезжей части автомобильной дороги общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Нижнесергинского муниципального района о возложении обязанности по оборудованию проезжей части автомобильной дороги общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Нижнесергинского района проведена проверка по информации главы Нижнесергинского муниципального района Еремеева В.В., согласно которой в д. Уразаево Нижнесергинского района отсутствует регулярное прямое автобусное сообщение с административным центром муниципального района по причинам плохого состояния дороги в весеннее и осеннее время. В ходе проверки было выявлено, что на автомобильной дороге «Подъезд к д.Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово-п.Первомайский» имеются не нормативные выбоины, просадки, застои воды на проезжей части, отсутствуют обочины, водоотводные канавы, в нарушение требований раздела 4, раздела 5 ГОСТ Р 50597-2017»Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля»,раздела IV Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 №402, пунктов 12.9-12.17 СП 42.13330.2011. В силу п. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Данное положение также закреплено в п.п. 6,7 ч.1 ст.5 Устава Нижнесергинского муниципального района от 26.05.2005. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Мамай А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в результате проведенной проверки выявлен ряд нарушений к содержанию дороги, не нормативные выбоины, отсутствуют водоотводные каналы, нарушения ГОСТ. Срок устранения нарушений обосновывает тем, что проведение данных работ затратно, и если иск будет удовлетворен, средства будут заложены в бюджет на следующий год, а также с учетом того, что период выполнения работ весенне-осенний.
Представитель ответчика администрации Нижнесергинского муниципального района Фаизова Г.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что администрация с 2016 году ремонтирует дороги, затраты большие. Данная дорога разрешена не населением, а лесозаготовительными организациями. В 2021 году не планируется ремонт дорог, одномоментно сложно отремонтировать все дороги.
Третье лицо – представитель ОГИБДД МО МВД РФ «Нижнесергинский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений относительно иска суду не представил.
Третье лицо ООО «Урало-Сибирская лесная компания» в судебное заседание не явилось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В силу п.п. 11 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
В силу ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
28 мая 2020г. старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нижнесергинский» Опариным А.В. составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Подъезд к д.Уразаево от автодороги с.Старобухарово-п.Первомайский» Нижнесергинского района, согласног которому: - на автодороге «Подъезд к д.Уразаево от автодорог с.Старобухарово-п.Первомайский» имеются н6е нормативные выбоины, просадки, застой воды на проезжей части. Отсутствуют обочины, водоотводные канавы. В нарушении требования раздела 4, раздела 5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении. Методы контроля». Раздела IV Приказа Минтранса РФ №402 от 16.11.2012. СП 42.13330.2011 п.12.9-12.17.(л.д.10)
Отраженный в акте факт выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Подъезд к д.Уразаево от автодороги с.Старобухарово-п.Первомайский» Нижнесергинского района подтвержден фотографиями, копии которых имеются на л.д.11, фототаблица.
Согласно п. 4.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
Согласно п. 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог указана в разделе IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог". Пунктами 12.9-12.17 СП 42.13330.2011 предусмотрены требования к отводу поверхностных вод, водосточных каналов.
Факт того, что на автомобильной дороге «Подъезд к д.Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово –п.Первомайский» имеются ненормативные выбоины, просадки, застой воды, отсутствуют обочины в нарушение требований вышеукзаанного ГОСТа, ответчиком не опровергнут. Данная дорога находится на территории Нижнесергинского муниципального района, вне границ населенных пунктов.
То обстоятельство, что данная дорога была приведена в ненадлежащее состояние лесозаготовительными организациями, не влияет на обязанность органа местного самоуправления содержать данную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТа, не является основанием для отказа в иске.
Таким образом, истцом обоснованно требования заявлены к администрации Нижнесергинского муниципального района, на которую следует возложить обязанность оборудовать проезжую часть автомобильной дороги «Подъезд к д. Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово-п.Первомайский» водоотводом, водопропускными трубами и произведения работ по приведению автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к д.Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово-п.Первомайский», в соответствие с требованиями раздела 4, раздела 5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», раздела IV Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 №402, пунктов 12.9-12.17 СП 42.13330.2011.
Срок проведения работ, указанные прокурором до 31.10.2021 суд считает разумным, с учетом необходимости планирования бюджета, а также выполнения работ в весенне-осенний период.
Госпошлина в местный бюджет взысканию с ответчика не подлежит в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района в срок до 31 октября 2021 года:
- обеспечить оборудование проезжей части автомобильной дороги «Подъезд к д. Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово-п.Первомайский» водоотводом, водопропускными трубами и произведения работ по приведению автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к д.Уразаево от автомобильной дороги с.Старобухарово-п.Первомайский», в соответствие с требованиями раздела 4, раздела 5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», раздела IV Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 №402, пунктов 12.9-12.17 СП 42.13330.2011.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.
Судья: (подпись)
Копия верна: судья Ю.Г. Шторх