дело № 12-305/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
17 июня 2019 года г. Йошкар-Ола
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлева Виктора Станиславовича на постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 03 апреля 2019 года, которым
Яковлев Виктор Станиславович, <иные данные>, привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения 04 мая 2018 года,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4100 руб.,
установил:
Постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 03 апреля 2019 года Яковлеву В.С. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4100 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ – нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Оспаривая законность и обоснованность указанного постановления, Яковлев В.С. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что протокол составлен с нарушениями закона, Яковлев В.С. извещался о составлении протокола не по месту жительства, вызывался на составление протокола по иной статье, протокол составлен 26 марта 2019 года, тогда как проверка проводилась 25 марта 2019 года. Считает, что не является лицом, ответственным за содержание жилых домов, ООО «УК Новопокровская» были переданы функции только единоличного исполнительного органа с конкретным объемом прав и обязанностей. Обязанность по обеспечению эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фонда, по надлежащему содержанию жилых домов ООО «ЖЭУК «Южная» не передавалась, а была сохранена за ООО «УК «Новопокровская» и возложена на начальника домоуправления. Яковлев В.С. признан виновным по ст.7.22 КоАП РФ как ненадлежащее должностное лицо.
В судебное заседание Яковлев В.С. не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом.
Защитник Яковлева В.С. по доверенности Любимова И.А. доводы жалобы в части указания в ней на процессуальные нарушения не поддержала. Просила постановление о привлечении её доверителя к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Полагает, что к ответственности привлечено ненадлежащее должностное лицо, в данной части доводы жалобы поддержала.
Представитель Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) по доверенности Хлыбов Н.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил оставить постановление №27 от 03 апреля 2019 года без изменения, жалобу Яковлева В.С. – без удовлетворения, ссылаясь на то, что Яковлев В.С. привлечен к административной ответственности по ст.7.22 УоАП РФ как руководитель единоличного исполнительного органа ООО «УК «Новопокровская», который в соответствии с Уставом данного Общества осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества.
Выслушав защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела по жалобе, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из представленных материалов и пояснений представителей сторон, ООО «УК Новопокровская» (до переименования 04 октября 2018 года ООО «Домоуправление-2») осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению жилыми многоквартирными домами, на договорной основе выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе в многоквартирном доме <адрес>.
Из положений п.п. 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила), следует, что общее имущество много квартирного дома, к которому относятся, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подп. «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подп. «б»); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подп. «г»).
Согласно п. 11 указанных Правил содержания – содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами управляющей организации, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил содержания управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
На основании распоряжения руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее Департамент) от 21 марта 2019 года № 73 в связи с обращением в феврале 2019 года жителей вышеуказанного дома по вопросам содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в отношении ООО «УК Новопокровская» Департаментом проведена внеплановая выездная проверка 25 марта 2019 года на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки установлено, что ООО «УК Новопокровская» допускаются нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ, п.п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13 августа 2006 года № 491, п.4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170:
- по <адрес>, установлено наличие влажных следов протечек кровли в сопряжении потолков и стен зала, кухни и спальни квартиры № 6, зала квартиры № 12, зала и спальни квартиры № 10. Влажные следы протечек кровли в сопряжении стены и потолка на м/у этажной площадки второго и третьего этажей подъезда № 2.
По результатам проверки Департаментом 25 марта 2019 года составлен акт № 66, в котором отражены выявленные нарушения.
На основании изложенного должностным лицом административного органа в отношении руководителя единоличного исполнительного органа ООО «УК Новопрокровская» Яковлева В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ.
При рассмотрении данного протокола должностное лицо Департамента установило, что Яковлев В.С., являясь руководителем единоличного исполнительного органа ООО «УК Новопрокровская», не принял меры, направленные на соблюдение требований договора на предоставление услуг и работ по обслуживанию, содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, и пришло к выводу о доказанности совершения Яковлевым В.С. административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Однако с указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно положениям ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как верно отмечено административным органом, в соответствии с договором от 01 января 2009 года ООО «Домоуправление-2» передало ООО «ЖЭУК «Южная» функции по ведению и осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа.
Согласно Уставу ООО «УК Новопокровская» к основным видам деятельности Общества относятся: организация работ по управлению жилищным фондом, обслуживание, ремонт и эксплуатация объектов жилищного, производственного и культурно-бытового назначения, ремонтно-строительные и отделочные работы.
Директором ООО «ЖЭУК «Южная» является Яковлев В.С., что подтверждается распоряжением КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 10.05.2018 № 417/1 и трудовым договором от 10.02.2018.
Однако из содержания вышеназванного договора от 01.01.2009 следует, что ООО «Домоуправление-2» передало ООО «ЖЭУК «Южная» функции только единоличного исполнительного органа с конкретным объемом прав и обязанностей – (пункт 2.1.1 Договора), в которые не входит обязанность по обеспечению эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фонда, по надлежащему содержанию многоквартирных домов, что также следует и из Устава ООО «УК Новопокровская», в пункте 11.6 которого перечислены полномочия лица, выступающего от имени Единоличного исполнительного органа Общества.
Из представленных материалов следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фонда, по надлежащему содержанию многоквартирных домов сохранена за ООО «УК «Новопокровская».
Согласно должностной инструкции начальника домоуправления утвержденной директором ООО «ЖЭУК «Южная» 28.02.2018, обязанность обеспечения правильной эксплуатации, ремонта жилищного фонда, бесперебойной работы всех инженерно-технических систем в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, действующим законодательством и другими нормативно-правовыми актами возложена на начальника домоуправления (п.2.1), который в соответствии с действующим законодательством несет ответственность, в том числе административную, за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных должностной инструкцией, трудовым договором (п.5.3).
С данной должностной инструкцией 13.09.2018 ознакомлен и.о.начальника ООО «УК «Новопокровская», присутствовавший 25.03.2019 в ходе проверки административным органом соблюдения Обществом обязательных требований содержания общего имущества многоквартирного дома <адрес>.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о ненадлежащем исполнении Яковлевым В.С. соблюдения требований договора на предоставление услуг и работ по обслуживанию, содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, которое повлекло совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, не может быть признан обоснованным.
С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует вина руководителя единоличного исполнительного органа ООО «УК Новопокровская» Яковлева В.С. в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
На основании изложенного постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 03 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Яковлева В.С., подлежит отмене; производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Яковлева В.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 03 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении руководителя единоличного исполнительного органа ООО «УК Новопокровская» Яковлева Виктора Станиславовича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Яковлева Виктора Станиславовича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Г.Орлова