Дело № 2-139/2019
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Фадеева А.Ю., при секретаре Гореве С.А., с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М., представителя Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Макарьевского и Кадыйского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Митрофанова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городское поселение г. Макарьев к муниципальному унитарному предприятию городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городское поселение г. Макарьев, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению начальника ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, защите жизни и здоровья граждан в деятельности муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство»), в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства.
В нарушение пункта А 10 приложения А к СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 №175), п. 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (утв. приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 №280), административное здание МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство», здание проходной, здание складов по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2, здание городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18 не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, молниезащиты.
Деревянные конструкции чердачного помещения здания городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18, в нарушение п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 №693), п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (утв. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 №18-7), не обработаны огнезащитным составом, стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами.
Труба котельной установки административного здания, расположенного по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2, в нарушение п.п. «з» п. 83 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390), не оборудована искрогасителем.
ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов неоднократно выдавались предписания руководителям МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» об устранении указанных нарушений.
Данные нарушения установлены государственным инспектором пожарного надзора ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов при проведении 16.07.2013 плановой проверки предприятия.
По результатам проверки директору МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» 16.07.2013 внесено предписание об устранении нарушений в срок до 01.07.2014.
По результатам внеплановой проверки исполнения предписания от 16.07.2013, проведенной 14.07.2014, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены.
По результатам внеплановой проверки директору МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» 14.07.2014 вновь выдано предписание об устранении нарушений в срок до 01.04.2015.
По результатам внеплановой проверки 09.04.2015 установлено, что нарушения не устранены, выдано предписание об устранении нарушений сроком до 01.02.2016.
По результатам внеплановой проверки, проведенной 03.02.2016, установлено, что нарушения не устранены, выдано предписание об устранении нарушений сроком до 16.01.2017.
По результатам внеплановой проверки, проведенной 18.01.2017, установлено, что нарушения не устранены, выдано предписание об устранении нарушений сроком до 15.01.2018.
По результатам внеплановой проверки, проведенной 24.01.2018, установлено, что нарушения не устранены, выдано предписание об устранении нарушений сроком до 15.01.2019.
Государственным инспектором Макарьевского и Кадыйского районов по пожарному надзору 22.01.2019 проведена внеплановая проверка исполнения предписания от 24.01.2018. Проверкой установлено, что предписание не исполнено, указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены. По результатам проверки в отношении МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 70000 руб. Выдано новое предписание об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности сроком до 01.12.2019.
Эксплуатация зданий с нарушениями правил пожарной безопасности препятствует своевременному выявлению, локализации и тушению пожаров, что создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью, а также имущественного ущерба гражданам и организациям, чем нарушает права неопределенного круга лиц.
Прокурор Макарьевского района Костромской области просит суд обязать МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» в срок не позднее 01.12.2019 оборудовать административное здание, здание проходной, здание складов по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2, здание городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18, системами автоматической пожарной сигнализации и молниезащиты; в срок не позднее 01.12.2019 провести обработку деревянных конструкций крыши здания городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18; в срок не позднее 01.12.2019 убрать из здания городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18, горючие материалы со стен на путях эвакуации; в срок не позднее 01.12.2019 оборудовать искрогасителем трубу котельной установки административного здания, расположенного по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2.
В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппов Н.М. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство», извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направило, о причинах неявки суду не сообщило, не ходатайствовало об отложении судебного заседания (л.д. 37).
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства и принять по делу заочное решение.
В судебном заседании представитель третьего лица - Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Макарьевского и Кадыйского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области - Митрофанов А.И. полагал исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснил, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устраняются ответчиком более шести лет, в связи с чем, территориальное отделение было вынуждено обратиться в прокуратуру Макарьевского района Костромской области.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы контрольно-наблюдательного дела о противопожарном состоянии объекта надзора №80 МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство», материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия, в том числе, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1.1 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 №175) установлено, что настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией регламентирован п. А 10 приложения А к СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
Согласно п. 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (утв. приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 №280), инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
В силу п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 №693), в зданиях I - IV степеней огнестойкости с чердачными покрытиями, при стропилах и (или) обрешетке, выполненных из горючих материалов, кровлю следует выполнять из негорючих материалов, а стропила и обрешетку в зданиях I степени огнестойкости подвергать обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности, в зданиях II - IV степеней огнестойкости огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292, либо выполнять их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению горения.
На основании п. 6.25* СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (утв. постановлением Минстроя России от 13.02.1997), в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
В соответствии с п.п. «з» п. 83 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390), при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы городского поселения г. Макарьев от 24.03.2009 №49 Б-Р «О передаче основных средств МУП «Макарьевское КХ», ответчику из казны городского поселения г. Макарьев переданы, в том числе, здание материального склада, здание главного корпуса с бытовыми помещениями, проходная-здание, расположенные по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2, а также здание бани, расположенное по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18. Указанное имущество закреплено за МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного ведения (л.д. 28, 29).
На основании распоряжения начальника ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области от 09.01.2019 №3 проведена внеплановая выездная проверка МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» (л.д. 6, 7).
Согласно акта проверки от 22.01.2019 №3, в ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) – предписание ГПН №4/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 24.01.2018, а именно: здание по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2 не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации; отсутствует молниезащита здания; эксплуатируется котельная установка, работающая на твердом топливе, дымовая труба которой не оборудована искрогасителем; помещение проходной не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, отсутствует молниезащита здания; помещения складов не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, отсутствует молниезащита здания; в здании городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18 отсутствует молниезащита здания, отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации в административных, подсобных помещениях и на путях эвакуации, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, стены на путях эвакуации отделаны деревянными материалами (л.д. 8, 9).
По результатам проверки МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» выдано предписание от 22.01.2019 №3/1/1 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 10).
Ранее МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» Территориальным отделением НД и ПР Макарьевского и Кадыского районов также выдавались предписания по устранению указанных выше нарушений пожарной безопасности - №4/1/1 от 24.01.2018, №2/1/1 от 18.01.2017, №4/1/1 от 03.02.2016, №45/1/11 от 09.04.2015, №49/1/16 от 14.07.2014, №82/1/44 от 16.07.2013 (л.д. 13-20, 24-27).
Согласно акта обследования от 30.04.2019, подготовленного заместителем прокурора Макарьевского района Костромской области и главным государственным инспектором Макарьевского и Кадыйского районов по пожарному надзору, по состоянию на указанную дату МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» указанные выше нарушения требований пожарной безопасности на устранены (л.д. 40-44).
Факт нарушения МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» требований пожарной безопасности подтвержден материалами дела, материалами контрольно-наблюдательного дела о противопожарном состоянии объекта надзора №80 МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство», а также объяснениями представителя Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Макарьевского и Кадыйского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Митрофанова А.И.
Нарушение указанных требований закона создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а также имущественного вреда гражданам и организациям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором Макарьевского района Костромской области исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» в срок не позднее 01.12.2019 оборудовать административное здание, здание проходной, здание складов по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2, здание городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18, системами автоматической пожарной сигнализации и молниезащиты.
Обязать муниципальное унитарное предприятие городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» в срок не позднее 01.12.2019 провести обработку деревянных конструкций крыши здания городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18.
Обязать муниципальное унитарное предприятие городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» в срок не позднее 01.12.2019 убрать из здания городской бани по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 18, горючие материалы со стен на путях эвакуации.
Обязать муниципальное унитарное предприятие городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» в срок не позднее 01.12.2019 оборудовать искрогасителем трубу котельной установки административного здания, расположенного по адресу: г. Макарьев, ул. Дорожная, д. 2.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Макарьевский районный суд Костромской области в течение семи дней со дня получения копии решения. По истечении срока подачи заявления ответчиком об отмене заочного решения оно может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение 1 месяца, а если такое заявление подано – в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.Ю. Фадеев
Решение в окончательной форме принято 11 мая 2019 года.