Гражданское дело № 2- 1075/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 25 ноября 2022 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
при секретаре Кошечкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катышева Александра Ивановича к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности по изъятию жилого помещения путем выкупа, установлении размера выкупной цены изымаемого жилого помещения, взыскании выкупной цены изымаемого жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Катышев А.И. обратился в суд с иском к названному ответчику, с учётом уточнения исковых требований, о возложении обязанности на администрацию Верхнепашинского сельсовета по изъятию для муниципальных нужд принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, путем выкупа, определении его выкупной цены в размере 766266 рублей, взыскании выкупной цены изымаемого жилого помещения в размере 766266 руб., прекращении права собственности на данное жилое помещение после выплаты выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На основании постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим, находящиеся в доме жилые помещения подлежат изъятию, и в соответствии с п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ он имеет право на выплату возмещения за изымаемое у него путем выкупа жилое помещение, расположенное по выше указанному адресу, в размере 766266 руб.
В судебном заседании истец Катышев А.И. настаивал на удовлетворении уточнённого искового заявления.
Представитель ответчика - глава администрации Верхнепашинского сельсовета Чапига Е.И. в судебном заседании полностью признал исковые требования, о чем указал в подписке к протоколу судебного заседания.
Третьи лица - администрация Енисейского района, Министерство строительства Красноярского края, извещённые надлежащим образом о рассмотрении дела, в суд представителей не направили.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности истца Катышева А.И. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №
Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу до 2021 года.
Данный многоквартирный жилой дом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 № 144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу.
В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу выше указанного многоквартирного жилого дома, и учитывая, что снос жилого дома в указанный срок собственниками не произведен, администрацией Верхнепашинского сельсовета принято постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу», которым, в том числе, предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также изъятие для муниципальных нужд квартир №№ в многоквартирном <адрес> по указанному выше адресу, расположенному на земельном участке.
Из пояснений представителя ответчика следует, что оценка стоимости подлежащего изъятию жилого помещения, принадлежащего истцу - <адрес>, расположенного в данном многоквартирном доме, до настоящего времени не производилась.
Истцом Катышевым А.И. в материалы дела представлено заключение специалиста №-А2 о рыночной стоимости объекта недвижимости, составленное оценщиком ИП ФИО5, согласно которому, рыночная стоимость квартиры, общей площадь <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, на дату оценки (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 766266 рублей. Исходя из указанной стоимости квартиры, истец просит определить ее выкупную цену, подлежащую взысканию с ответчика при изъятии квратиры. Представитель ответчика – Чапига Е.И. в судебном заседании согласился с данной оценкой жилого помещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно частям 6 и 7 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет всвязи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Вместе с тем, в части 3 статьи 6 ЖК РФ законодатель установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 г. N 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.
Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 г.
Частью 8.2. статьи 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Таким образом, законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различия в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном порядке аварийными. При этом законодатель в качестве единственного правоизменяющего юридического факта определил именно время приобретения жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Материалами дела подтверждается, что приобретение истцом спорного жилого помещения произошло в декабре 2020 г., т.е. после ведения в действие Федерального закона N 473-ФЗ, соответственно истец имеет право на выплату ему возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, не превышающем стоимость его приобретения по договору купли-продажи.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал, что размер стоимости квартиры, указанной в оценке истца, в размере 766266 руб. не превышает стоимости ее приобретения в соответствии с договором купли продажи.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Как следует из положений ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком или обеими сторонами.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, а также полное признание представителем ответчика иска, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "л" пункта 20 Постановления Пленума №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равноценного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Катышева Александра Ивановича удовлетворить.
Обязать администрацию Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края изъять для муниципальных нужд у Катышева Александра Ивановича принадлежащее ему жилое помещение – квартиру, площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, путем выкупа, определив ее выкупную цену в размере 766266 рублей.
Взыскать с администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края в пользу Катышева Александра Ивановича выкупную цену изымаемого жилого помещения – квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в сумме 766266 (семьсот шестьдесят шесть тысяч двести шестьдесят шесть) рублей.
Прекратить право собственности Катышева Александра Ивановича на квартиру, площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № после выплаты ему выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.И. Яковенко