РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
15.06.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ишелевой В.В.
с участием прокурора Борисовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1060/2022 по административному исковому заявлению ООО «ЛАДА-ЛИСТ» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами №, расположенными по адресу: <адрес>.
Нежилые здания включены в «Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», определенный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 под пунктами №№ №; в «Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год», определенный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 под пунктами №№ 9836№; в «Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год», определенный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 под пунктами №№ №; в «Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год», определенный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 под пунктами №№ №; в «Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», определенный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 (приложение № 1) под пунктами №№ №.
Объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания используются в составе производственного комплекса по производству высококачественного листового пластика. Необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Просил признать недействующими со дня принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2022 годы, в части включения в них под соответствующими пунктами нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Представитель административных истцов Петрушова Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилых зданий в Перечни произведено по их наименованиям, (№ – нежилое здание; № – нежилое здание; № – нежилое здание склада; № – нежилое здание материального склада; № – нежилое здание; № – нежилое здание; что позволяет их отнести их к объектам, предназначенным для использования целях размещения объектов торговли. Кроме того, поскольку административное исковое заявление подано за пределами установленного трехлетнего срока, административным истцом утрачена возможность уточнения размера налога, а налоговыми органами – предъявления требований к административному истцу за налоговые периоды 2018, 2019 г.г.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска уведомлен в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281 (30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
-от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020.
- от 22 октября 2021 года № 2233 которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.
Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.
По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец является собственником указанных нежилых зданий, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, соответственно, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Таким образом, вправе оспорить нормативные правовые акты – приказы Министерства имущественных отношений Самарской области, которыми объекты капитального строительства включены в Перечни на 2018 - 2022 г.г.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости данные объекты недвижимости имеют назначение: «нежилое», наименования – «нежилое здание», «нежилое здание склада», «нежилое здание материального склада», данные о виде разрешенного использования зданий отсутствуют.
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, имеющем вид разрешенного использования – «Объекты промышленного назначения IV-V классов опасности».
Из технических паспортов усматривается, что здания имеют наименование: «нежилые здания», «склад материальный», «объект производственного назначения», «цех по производству пластмассовых изделий», имеют назначение помещений: кабинеты, комнаты охраны, душевая туалет, комната отдыха, цех, помещения, санузлы, коридоры, кладовые, склад, мастерская, подсобное, весовая.
Согласно акту осмотра от 16.05.2022 по результатам проведенного визуального осмотра все здания входят в состав производственного комплекса по производству изделий их пластика.
Таким образом, исследованные доказательства не подтверждают предназначение либо использование не менее 20 процентов общей площади здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в частности, фактическое использование нежилых зданий под объекты административного назначения.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения. В то же время налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности, не исключая разрешенного использования земельных участков.
В данном случае название зданий (нежилые здания, нежилое здания склада, нежилое здание материального склада) и расположение нежилых зданий на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования – «Объекты промышленного назначения IV-V классов опасности», не свидетельствует о наличии условий для включения их в Перечень, поскольку наименование зданий не предусматривает, что они предназначены для оказания бытовых услуг населению. Факт использования данных зданий соответствующим образом административным ответчиком также не доказан.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащие административному истцу здания не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Административным ответчиком не представлено сведения о том, что на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2022 годы до начала налоговых периодов в отношении данных объектов поводились мероприятия по определению видов их фактического использования (п.7 ст. 378.2 НК РФ).
Доказательств тому, что здания предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, административно-деловой либо торговой деятельности, размещения объектов бытового обслуживания, общественного питания административным ответчиком в нарушении требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельства, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для обращения в суд в части требований о признании недействующими перечней за 2018, 2019 г.г. не могут быть приняты во внимание.
Сроки на взыскание налоговых платежей регламентирует налоговое законодательство.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику Российской Федерации при наличии у него недоимки, которое содержит информацию об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, с учетом требований Налогового кодекса принудительное взыскание налоговых платежей с организаций налогоплательщиков производится в следующем налоговом периоде.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность уточнения размера налога, взыскания налога, привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога в установленный срок в течение трех лет с даты окончания налогового периода.
При исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов возврат излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) производится с учетом срока давности возврата налогов (пеней, штрафов) в течение одного месяца для обращения в налоговый орган или в течение трех лет в судебном порядке со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании излишних платежей в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется также и вопросы восстановления пропущенных по уважительной причине сроков, как Налоговому органу, так и налогоплательщику. При этом вопрос уважительности пропуска срока не входит в компетенцию суда по настоящему административному делу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018-2022 годы. Несмотря на истечение срока действия части оспариваемых Перечней, данные нормативные правовые акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку, как уже указывалось выше, сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных правовых актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «ЛАДА-ЛИСТ» удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647 в части включения в него под пунктами №№ № нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктами №№ № нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10 2019 №2201 в части включения в него под пунктами №№ № нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктами №№ № нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктами №№ № нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.06.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>