УИД 16RS0025-01-2023-000538-73
Дело № 2 –827/2023
Решение
именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием истца Нуриев Ф.Ф.,
представителя ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ Давлетханова И.Р.,
представителя третьего Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Баландиной Э.Ф.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании распоряжения незаконным и обязании принять решение о включении многодетной семьи в списки на предоставление земельного участка,
установил:
Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. обратились в суд с иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что она является многодетной матерью. ДД.ММ.ГГГГ они обратились через МФЦ о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии со ст. 32.1 Земельного кодекса РТ. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Данное решение она считает незаконным и необоснованным.
Истец Нуриев Ф.Ф. в судебном заседании требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнил, что до вынесения распоряжения ПИЗО, все необходимые документы ими были предоставлены с опозданием, поскольку дети, являются инвалидами и находились на лечении.
Истец Нуриева А.Р. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена.
Представитель ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ Давлетханов И.Р. в судебном заседании требования иска признал частично, поскольку после вынесения распоряжения об отказе во включении в списки уже технически невозможно восстановить их права, в том числе, ввиду произошедших изменений в земельном законодательстве, регулирующих данные отношения.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ Баландина Э.Ф. в судебном заседании с требованиями иска также согласилась частично.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее – ЗК РТ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Как следует из пункта 3 ст. 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Общие правила предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам определены ст. 31 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 настоящего Кодекса. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи).
Согласно пункту 1 ст. 32 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Земельные участки на территории Республики Татарстан предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Кодексом и иными законами Республики Татарстан.
Как следует из ч. 3 данной статьи земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются (передаются) бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан:
1) без торгов для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества для собственных нужд, если такие граждане постоянно проживают на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, - площадью от 0,06 га до 0,20 га;
2) в собственности которых находится жилой дом, расположенный на ранее предоставленном земельном участке, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность, - в размерах ранее предоставленных земельных участков, но не более 0,20 га.
В целях настоящего Кодекса под гражданами, имеющими трех и более детей, понимается многодетная семья, имеющая в своем составе родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), состоящих в браке между собой или не состоящих в браке, но проживающих совместно, либо одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) (далее - родители, родитель), а также трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, усыновленных (удочеренных) и подопечных (в отношении которых опека и попечительство осуществляются бессрочно либо до достижения ими совершеннолетия), не достигших восемнадцатилетнего возраста на дату подачи заявления о предоставлении (передаче) в собственность земельного участка. При этом в состав многодетной семьи включаются оба родителя, не состоящие в браке, при условии наличия у них не менее трех общих детей. Иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане, реализовавшие свое право на предоставление (передачу) земельного участка по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, в состав многодетной семьи не включаются.
Граждане, имеющие трех и более детей, считаются соответствующими предусмотренному подпунктом 1 настоящего пункта требованию о постоянном проживании на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка, если хотя бы один из родителей или единственный родитель проживает на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Порядок бесплатного предоставления (передачи) земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей определён ст. 32. 1 ЗК РФ.
Так, согласно пункту 4 статьи предоставление (передача) земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Гражданам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, постоянно проживающим на территории городского или сельского поселения, входящих в состав муниципального района, земельные участки предоставляются в границах соответствующего городского или сельского поселения либо в случаях, определяемых правовым актом представительного органа муниципального района, в границах иного поселения в составе данного муниципального района (часть 6).
В соответствии с пунктом 9 данной статьи, граждане, указанные в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, заинтересованные в предоставлении земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества для собственных нужд, обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением о предоставлении земельного участка. При постоянном проживании родителей на территории разных муниципальных районов (городских округов) заявление о предоставлении земельного участка подается по месту постоянного проживания одного из родителей по их выбору. Форма заявления утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.
Заявление может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр.
Как следует из пункта 10 той же статьи, для принятия решения о включении в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества для собственных нужд, заявителем не позднее 14 дней со дня подачи заявления представляются следующие документы:
1) паспорт заявителя;
2) паспорт другого родителя (в случае, если родители состоят в браке либо не состоят в браке, но проживают совместно);
3) свидетельства о рождении детей, а также паспорта детей, достигших четырнадцатилетнего возраста;
4) решение суда об установлении усыновления ребенка (за исключением случаев, когда в свидетельстве о рождении ребенка усыновители записаны в качестве родителей);
5) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (в случае назначения опеки или попечительства);
6) договор об осуществлении опеки или попечительства (в случае осуществления опеки или попечительства по договору);
7) свидетельство о заключении брака (в случае, если родители состоят в браке);
8) документ, подтверждающий, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
9) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка (в случае отсутствия в паспорте заявителя отметки о его регистрации по месту жительства на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка).
Пунктом 11 статьи предусмотрено, что в течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 9 настоящей статьи заявления уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о включении заявителя в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - списки), и присваивает заявителю уникальный учетный номер.
Формирование и ведение списков осуществляется органом местного самоуправления раздельно в соответствии с целями предоставления земельных участков. Очередность граждан определяется по дате и времени подачи заявления.
Списки уникальных учетных номеров граждан с указанием очередности размещаются на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и подлежат обновлению по мере включения граждан в списки и предоставления им земельных участков.
Как указывается в части 12 статьи, в случае, если заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, либо документы, представленные заявителем или полученные уполномоченным органом местного самоуправления, не подтверждают право заявителя на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства или огородничества для собственных нужд, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении в списки.
Извещение граждан об отказе во включении их в списки осуществляется не позднее семи дней со дня принятия уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего решения заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения им извещения под роспись.
Как установлено в судебном заседании истцы Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. являются многодетной семьей (трое детей), что подтверждается предоставленными в материалы дела свидетельствами о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились через МФЦ о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии со ст. 32.1 Земельного кодекса РТ.
Решением Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ №/р от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении данной услуги, поскольку ею не представлены документы, предусмотренные п. 10 и 12 ст. 32.1 ЗК РФ.
Однако, как указывается истцовой стороной, все документы, указанные в п. 10 ст. 32.1 ЗК РФ, ею были предоставлены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из письменного ответа председателя Палаты имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (№/р), отказ в удовлетворении заявления основан на положениях пп. 10 и 12 Земельного кодекса РТ, несоблюдение которых, по мнению председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, что привело к отказу в предоставлении земельного участка, однако какие именно документы истцом не были предоставлены, письменный ответ не содержит, и в обоснование вышеуказанных оснований надлежащих доказательств в суд не представлено.
При таких данных рассмотрение заявления истца и отказ со стороны Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка является формальным, не соответствующим требованиям ст. 32.1 Земельного кодекса РТ, в связи с чем, иск Валиевой А.А. в данной части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения, в соответствии с установленным законом порядком, также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Таким образом, решение суда не должно подменять решение органа местного самоуправления, в данном случае Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, в вопросах, которые закон относит к компетенции местного самоуправления.
Положением о Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, утвержденному решением Совета Пестречинского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по управлению, владению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе, земельными участками, находящимися в ведении или собственности муниципального района, переданы Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. о возложении на Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется.
Однако, с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении ответчика – Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ от рассмотрения заявления Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. в полном объеме по существу, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд считает необходимым с учетом полномочий, возложенных законом на муниципальные органы, возложить на данного ответчика обязанность рассмотреть заявление Нуриев Ф.Ф., и Нуриева А.Р. о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании распоряжения незаконным и обязании принять решение о включении многодетной семьи в списки на предоставление земельного участка удовлетворить частично.
Признать распоряжение Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ №/р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в списки и присвоении уникального учетного номера, незаконным.
Возложить на Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ обязанность рассмотреть заявление Нуриев Ф.Ф. и Нуриева А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: