2-638/2024
УИД 22RS0068-01-2023-007141-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2024 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимировой .... к ОСФР по .... о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Владимирова Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению пенсионного фонда России по ...., просит, с учетом уточнений, обязать включить в страховой и специальный стаж периоды работы:
- период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- период обучения в Семипалатинском педагогическом училище им. Ауэзова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- период работы в качестве учителя начальных классов в Петроградской начальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- период работы в должности учителя в Михайличенской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- принять к зачету для исчисления размера пенсии диплом от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработке от ДД.ММ.ГГГГ,
- признать решение ОСФР по .... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
- назначить пенсию с даты возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований ссылается на то, что обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью. Указанные периоды работы не засчитаны в специальный стаж по разным основаниям.
Считает решение ОПФР незаконным в части не включения спорных периодов в специальный стаж и отказа в назначении пенсии.
В судебное заседание истец, его представитель, представитель ответчика не явились, извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, с учетом принятия должных, исчерпывающих мер по их извещению.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионного обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Владимирова Л.В. обратилась в ОПФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, и согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения № от ДД.ММ.ГГГГ Владимировой Л.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Не включены в страховой и специальный стаж периоды работы:
- период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не предусмотрено Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,
- период обучения в Семипалатинском педагогическом училище им. Ауэзова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует подтверждение компетентным органом иностранного государства сведений об учебе на территории Республики Казахстан,
- период работы в качестве учителя начальных классов в Петроградской начальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период имел место на территории Республики Казахстан после приостановления действия законодательства о досрочном пенсионного обеспечении педагогических работников,
- период работы в должности учителя в Михайличенской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период имел место на территории Республики Казахстан после приостановления действия законодательства о досрочном пенсионного обеспечении педагогических работников, документально не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден факт уплаты страховых взносов после ДД.ММ.ГГГГ.
В решении указано, что по представленным документам специальный стаж Владимировой Л.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет – 13 лет 18 дней (на ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям трудовой книжки в отношении спорных периодов истец Владимирова Л.В.:
- ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учителем начальных классов в Петроградскую начальную школу,
- ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем начальных классов в Михайличенковскую среднюю школу,
- ДД.ММ.ГГГГ уволена.
С учетом того, что все спорные периоды трудовая деятельность Владимировой Л.В. проходила в ...., к спору подлежат применению положения специального законодательства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Казахстан), урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В настоящее время вступил в силу Закон от 11 июня 2022 года №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30 июня 2022 года, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды работы после 1 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 1 января 2021 года.
Истцом, при обращении в пенсионный фонд заявлено о включении в специальный и страховой стаж периодов работы на территории Республики Казахстан до 2009 года.
Таким образом, согласно ст. 12 Соглашения ЕАЭС за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения (то есть до 1 января 2021 года), пенсия назначается с применением Соглашения от 13 марта 1992 года.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.
Согласно ст.11 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР.
На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР (п.5 Рекомендаций).
Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Исковые требования подлежат разрешению с применением следующих специальных норм законодательства.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) применяются соответствующие списки.
Пунктами 1 (подп. "м") и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Правила N 781).
Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список N 463);
Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее Список N 1397).Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения в Отделение с заявлением о назначении пенсии (Правила N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список N 1067 и Список N 463).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Оценивая требования истца о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный и страховой стаж в должности учителя, суд приходит к следующим выводам.
Решением Отделения не включен:
- период работы в качестве учителя начальных классов в Петроградской начальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период имел место на территории Республики Казахстан после приостановления действия законодательства о досрочном пенсионного обеспечении педагогических работников,
- период работы в должности учителя в Михайличенской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период имел место на территории Республики Казахстан после приостановления действия законодательства о досрочном пенсионного обеспечении педагогических работников, документально не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден факт уплаты страховых взносов после ДД.ММ.ГГГГ.
В трудовой книжке имеются соответствующие записи о работе истца в Петроградской начальной школе, в Михайличенской средней школе.
В материалы дела представлены справки.
Согласно справке КГУ «Михайличенковская средняя школа» Владимирова Л.В. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Петроградской начальной школе при Михайличенковской средней школе, в селе .... ВКО (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем начальных классов в Михайличенковскую среднюю школу (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). К справке прилагаются приказы о назначении, переводах, о предоставлении отпусков, увольнении, выписки из приказов, выписки о перечислении обязательных социальных взносов в пенсионный фонд за 2005, 2006, 2008, 2009 год, платежные ведомости с указанием размера заработной платы, тарификационные списки, справка о размере заработной платы за 2000 – 2001 год.
Согласно справке АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от ДД.ММ.ГГГГ на индивидуальный пенсионный счет Владимировой Л.В. были перечислены пенсионные взносы за период с января 1998 года по июнь 2009 года.
В справке КГУ «Государственный архив ....» от ДД.ММ.ГГГГ представлены сведения о размере заработной платы Владимировой Л.В. за период с сентября 1997 года по май 2000 года.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что подтверждены спорные периоды работы истца, указанные в трудовой книжке, получение заработной платы, уплаты страховых взносов.
Представленные суду документы из компетентных органов государства СНГ соответствуют требованиям закона и могут быть приняты при постановке решения.
При изложенном, выводы пенсионного фонда о не подтверждении периодов работы, специального и страхового стажа являются не обоснованными.
Трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Согласно справке АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 13 сентября 2023 года на индивидуальный пенсионный счет Владимировой Л.В. были перечислены пенсионные взносы за период с января 1998 года по июнь 2009 года.
Таким образом, подтверждена уплата страховых взносов по 2009 год.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно документов работодателя, норма нагрузки в данный период истцом выполнялась.
Сведения о нахождении Владимировой Л.В. в отпусках без сохранения заработной платы, отгулах, административном отпуске в спорный период отсутствуют.
На основании изложенного, в страховой и специальный стаж Владимировой Л.В. подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку сведения о размере заработной платы подтверждены платежными ведомостями, суд обязывает ответчика принять к зачету для исчисления размера пенсии справку о заработке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая обоснованность решения пенсионного фонда в части отказа во включении в специальный стаж периодов повышения квалификации, суд не соглашается с ним.
Решением отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в указанный период не начислялись страховые взносы.
В специальный стаж истца включен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из решения ответчика следует, что периоды работы в Лицее № включены в специальный стаж, кроме спорного периода.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Лицей №» Владимирова Л.В. была направлена на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, повышение квалификации произведено по занимаемой должности учителя.
Согласно положениям ст. 187 ТК РФ (вступившего в действие с 1 февраля 2002 года), как и положениями ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее, предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Поскольку повышение квалификации является обязательным условием осуществления педагогической деятельности, за период обучения за истцом сохраняется место работы, средняя заработная плата, с которой производятся отчисления, в том числе и в пенсионный орган, то ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца период нахождения на курсах повышения квалификации.
В ходе судебного заседания представителем ответчика предоставлена информация, что индивидуальные сведения откорректированы и период нахождения на курсах повышения квалификации включен в страховой и специальный стаж.
Таким образом, поскольку на момент вынесения решения спорный период не был включен в специальный стаж, то период нахождения на курсе повышения квалификации подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку за работником в эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохранялась средняя заработная плата и уплачивались взносы на государственное страхование, которые в настоящее время приравниваются к страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516).
Постановлением Правительства РФ №322 от 4 марта 2021 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", соответствии с которыми при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
Таким образом, учитывая, что спорный период нахождения истца на курсах повышения квалификации, приходится на период ее работы в должности, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении страховой пенсии, что подтверждается приказом, решением пенсионного фонда, а также, принимая во внимание тот факт, что в данный период заработная плата сохранялась, выводы пенсионного органа о невозможности включения в специальный стаж указанного периода нарушают права Владимировой Л.В.
Период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Решением пенсионного фонда отказано во включении периода обучения в Семипалатинском педагогическом училище им. ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует подтверждение компетентным органом иностранного государства сведений об учебе.
На начало спорного периода действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Действительно, названное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанно в пунктах 1, 2 и 3, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию.
Из материалов дела следует, что 1 сентября 1992 года по 10 июня 1996 года Владимирова Л.В. обучалась в Семипалатинском педагогическом колледже им. М.О.Ауэзова по специальности Дошкольное воспитание, что подтверждается копий диплома от 13 июня 1996 года.
В период с 1 сентября 1996 года по 13 июня 1997 года обучалась Семипалатинском педагогическом колледже им. М.О.Ауэзова по специальности Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы.
Согласно трудовой книжке истца 1 сентября 1997 года она принята на должность учителя в Петроградскую начальную школу при Михайличенковской средней школе.
Таким образом, после окончания обучения Владимирова Л.В. работала по педагогической специальности.
Факта работы по педагогической специальности до начала обучения судом не установлено.
В связи с чем, заявленный период обучения с 1 сентября 1992 года по 10 июня 1996 года не подлежит включению в специальный стаж.
Вместе с тем, имеются основания для включения периода обучения в страховой стаж, поскольку он подтвержден документально, вопреки утверждениям в решении пенсионного фонда.
Временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него. Период обучения засчитывается при условии осуществления педагогической деятельности, которая должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать.
Таким образом, при применении абз. 5 п. 2 Положения №1397 необходимо учитывать весь период обучения в учебном заведении, в результате которого получено специальное образование для занятия должности, а не отдельную его часть.
Суд полагает необходимым возложить на пенсионный фонд обязанность принять к зачету для исчисления размера пенсии диплом от 13 июня 1996 года, включить в страховой стаж период обучения с 1 сентября 1992 года по 10 июня 1996 года.
Истец просит назначить пенсию с даты возникновения права.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.
Часть 1.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400 предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно расчету ответчика, при включении судом спорных периодов, учебы в страховой стаж, специальный стаж Владимировой Л.В. в связи с осуществлением педагогической составит 25 лет 2 месяца 22 дня, стаж будет выработан на 2 января 2023 года.
С учетом переходных положений пенсионной реформы право на пенсионное обеспечение возникнет через 60 месяцев.
В связи с чем, требование о назначении пенсии не подлежит удовлетворению.
Оснований для признании решения пенсионного фонда незаконным при рассмотрении настоящего спора суд не усматривает. Оценка принятого решения является основанием спора о праве на включение периодов в специальный стаж и не требует самостоятельного разрешения.
На основании изложенного, требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) включить Владимировой .... в страховой стаж период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в специальный и страховой стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; принять к зачету для исчисления размера пенсии диплом от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработке № от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОСФР по .... в пользу Владимировой .... расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....