Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1997/2020 ~ М-1456/2020 от 05.11.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2020 года                                г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,

с участием:

прокурора Галкиной А.Н.,

представителя административных истцов Богословцева А.А.,

представителя административного ответчика Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю.,

представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Аникановой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1997/2020 по административному исковому заявлению Васильевой Елены Александровны, Пенина Евгения Александровича к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Е.А., Пенин Е.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в силу решения суда Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером .

В иске указали, что им на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 220,7 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также часть жилого дома, общей площадью 39,6 кв.м, с кадастровым (или условным) номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Административные истцы полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета фактически сложившегося землепользования, нарушает требования Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, схема № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана в части установления красных линий в границах принадлежащего Васильевой Е.А. и Пенину Е.А. земельного участка с кадастровым номером , нарушает их права и законные интересы, поскольку лишает истцов возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком, производить строительство зданий либо реконструкцию указанного жилого дома.

В судебном заседании представитель административных истцов Богословцев А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара Плотников А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемое решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы административных истцов. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отображены на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539. Решением Думы г.о.Самара № 181 красные линии были перенесены на схему № 5 «Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры». Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось. С заявлением о внесении изменений в нормативный правовой акт административные истцы не обращались.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Аниканова В.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика и полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представители заинтересованных лиц Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду письменные возражения, аналогичные возражениям административного ответчика по делу, в которых просили в удовлетворении заявленных истцами требований отказать.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30.03.2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 07.02. 2012 года № 181, от 06.09.2012 года № 252, от 25.07.2013 года № 350, от 24.04.2014 года № 421, от 20.09.2016 года № 124, от 05.12.2019 № 477. Среди прочего Генеральный план включает схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» с отображением красных линий застройки.

Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета" № 59 (3852) от 03.04.2008 (карты и схемы), № 64 (3857) от 10.04.2008 года.

Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, в части удаления красных линий застройки со схемы № 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему № 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете" № 29 (4806) от 18.02.2012 года.

Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Из материалов дела следует, что административным истцам: Васильевой Е.А. и Пенину Е.А. на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 220,7 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также часть жилого дома, общей площадью 39,6 кв.м, с кадастровым (или условным) номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 03.04.2012 г. и от 22.10.2012 г.

Из ответа Самарского отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 01.10.2020 г. № 07/5089 следует, что в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>, 29.11.1938 г. в Куйбышевской областной государственной нотариальной конторе удостоверен договор на право застройки № 169/28 от сентября 1938 года на имя ФИО1. по реестру № 22226, зарег. в бюро инвентаризации 17.04.1954 г. по реестру 312.

Государственным нотариусом Кировской государственной нотариальной конторы г. Куйбышева ФИО2. удостоверено свидетельство о праве на наследство от 14.06.1968 г., в соответствии с которым наследником имущества ФИО3. является ФИО4., наследственное имущество состоит из ? доли жилого дома, находящегося в <адрес> (реестр № 1-1265), а также удостоверено свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов от 14.06.1968 г., в соответствии с которым ФИО5., являющейся пережившим супругом ФИО6. принадлежит право собственности на ? долю в общем имуществе, приобретенном супругами во время брака, общее имущество состоит из жилого дома, находящегося в г<адрес> (реестр № 1-1263).

09.09.1969 г. между ФИО7. и ФИО8. заключен договор о продаже последнему 1/3 доли жилого дома, находящегося в <адрес>. Договор удостоверен государственным нотариусом Государственной нотариальной конторы Кировского района г. Куйбышева (реестр № 2-1832).

12.12.1980 г. между ФИО9. и ФИО10. заключен договор о продаже последнему 1/3 доли жилого дома, находящегося в г<адрес>. Договор удостоверен государственным нотариусом Государственной нотариальной конторы Промышленного района г. Куйбышева (реестр № 2-1693).

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.01.2009 г. № 5 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», Пенину А.И. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 220,70 кв. м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 01.11.2010 г. за Пениным А.И. признано право собственности на
изолированную часть дома (часть лит. А, лит. А1АЗа2), общей площадью 39,6 кв.м., жилой площадью 23,20 кв.м., с отдельным выходом, состоящую из помещений: 1 этаж, ком. №№ 4,6 (жилые) - 9,70; 13,50 кв.м. соответственно, №№ 5,11 (коридоры) площадью 5,20; 3,50 кв.м. соответственно, № 12 (кухня) - 7,70 кв.м., кроме того сени (лит. а2) площадью - 1,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 30.01.2012 г. за Пениным Е.А., Васильевой Е.А. признано право общей долевой собственности по ? доли за каждым на изолированную часть жилого дома (часть лит. А, лит. А1А3а2), общей площадью 39,60 кв.м., жилой площадью 23,20 кв.м., с отдельным выходом, состоящую из помещений: 1 этаж, ком. №№ 4,6 (жилые) - 9,70; 13,50 кв.м. соответственно, №№ 5,11 (коридоры) площадью 5,20; 3,50 кв.м. соответственно, № 12 (кухня) - 7,70 кв.м., кроме того сени (лит. а2) площадью -1,30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти отца Пенина А.И., умершего 25.02.2011г.

Согласно распоряжению Департамента градостроительства г.о.Самара от 12.07.2019 года № РД-1334, Пенину Е.А. и Васильевой Е.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, в связи с нахождением частично в границах территории общего пользования.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от 10.11.2008 г. № 63-00-102/08-454686 следует, что дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 10.11.2008 г., часть участка, площадью 36,9 кв.м, занята строением; часть земельного участка, площадью 49 кв.м, занята частью жилого дома, литера АА1А2А3; часть участка площадью 17.7 кв.м, находится в охранной зоне газопровода. Лица, в пользу которых установлены обременения, не указаны.

Вместе с тем, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 23.11.2020 г. часть земельного участка с кадастровым номером , - расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования. Граница территории общего пользования в районе указанного объекта установлена в соответствии со Схемой № 5 («Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры») Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539.

Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 года № 181.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 года № 1963-О).

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, которым красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Действующий с 09.06.2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).

Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих, в частности, о красных линиях. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки административного ответчика на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191, содержание которой не предполагает отражение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей ГрК РФ.

Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены.

Доказательства, подтверждающие, что красная линия, проходящая через земельный участок с кадастровым номером , обозначает фактически существующую в настоящее время улицу либо автомобильную дорогу, отсутствуют.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что требования административных истцов об оспаривании Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером: заявлены обоснованно.

При этом, тот факт, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева (Самары), утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года № 226, а впоследствии также нанесены на план границ земельного участка, принадлежащего Васильевой Е.А. и Пенину Е.А., правового значения в рассматриваемом споре не имеет, а потому ссылки административного ответчика и заинтересованных лиц на указанные выше обстоятельства не могут быть приняты судом во внимание.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что наличие красных линий в границах указанного выше земельного участка не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов Васильевой Е.А. и Пенина Е.А. суд полагает несостоятельными, поскольку наличие красных линий лишает административных истцов возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком, производить реконструкцию имеющихся строений либо возводить новые строения.

Поскольку оспариваемый Генеральный план длительное время применялся и с учетом его положений были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд признает его недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административные исковые требования Васильевой Е.А. и Пенина Е.А. удовлетворить и признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 220,7 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Самарская газета».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Васильевой Елены Александровны, Пенина Евгения Александровича - удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                                    С.Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2020 года.

3а-1997/2020 ~ М-1456/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Пенин Е.А.
Васильева Е.А.
Ответчики
Дума городского округа Самара
Другие
Администрация городского округа Самара
Департамент градостроительства городского округа Самара
Глава г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ласковcкая С. Н.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация административного искового заявления
06.11.2020Передача материалов судье
06.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Подготовка дела (собеседование)
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее