Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4636/2024 от 28.02.2024

Судья: Турбина Т.А. № 33а-4636/2024

УИД: 63RS0039-01-2023-005208-54

№ 2а-6004/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Хлыстовой Е.В., Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаврилова С.В. обратилась в суд с административным иском к министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой С.В. и ООО «Инвестстрой-2000» заключен договор долевого участия в строительстве жилого <адрес> по адресу: <адрес>, согласно которому она являлась инвестором с инвестированием своей доли, состоящей из однокомнатной квартиры, строительный номер , на 5 этаже, секции 1, общей площадью 39,86 кв.м. Сумма инвестиций в размере <данные изъяты> руб. внесена ею путем перечисления на расчетный счет ООО «Инвестрой-2000» ДД.ММ.ГГГГ, однако застройщик свои обязательства не выполнил, квартиру в собственность не передал. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ООО «Инвестрой-2000» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ требование Гавриловой С.В. включено в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Инвестстрой-2000» в виде однокомнатной квартиры на 5 этаже секции 1, общей площадью 39,86 кв.м, расположенной в объекте незавершенного строительства жилом доме по адресу: <адрес> с указанием в реестре суммы, уплаченной по договору, предусматривающему передачу жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

Гаврилова С.В. обратилась в мпинистерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано на основании подпунктов «а», «г» пункта 2.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, с чем она не согласна, поскольку данный отказ нарушает ее права и законные интересы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений (л.д. 55-57), административный истец просила суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, признать незаконным решение министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным бездействие министерства строительства Самарской области, выразившееся в непринятии решений по заявлениям истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заново рассмотрев и приняв решение по ее заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение министерства строительства Самарской области об отказе во включении Гавриловой С.В. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ . На министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Гавриловой С.В. повторно рассмотрев и приняв решение по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. В удовлетворении иска в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе министерство строительства Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель Гавриловой С.В. – Азарова Л.Ю. (по доверенности) в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 1-2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007г. №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря
2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, согласно пункту 1.3 которого формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется Министерством строительства Самарской области согласно настоящему Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом о поддержке обманутых дольщиков.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Гавриловой С.В. и ООО «Инвестрой-2000» заключен договор о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, согласно которому истец являлась инвестором с инвестированием своей доли, состоящей из однокомнатной квартиры, строительный номер , на 5 этаже, секции 1, общей площадью 39,86 кв.м (л.д. 14-15).

Сумма инвестиций составила руб., данные денежные средства внесены Гавриловой С.В. ДД.ММ.ГГГГ путем перечисления на расчетный счет ООО «Инвестстрой-2000», что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ООО «Инвестрой-2000» признано несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ требование участника строительства Гавриловой С.В. о передаче жилого помещения в виде однокомнатной <адрес> на 5 этаже секции 1, общей площадью 39,86 кв.м, расположенной в объекте незавершенного строительства жилом доме по адресу: <адрес> с указанием в реестре суммы, уплаченной по договору, предусматривающему передачу жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Инвестрой-2000» (л.д. 99-102).

В связи с тем, что ООО «Инвестрой-2000» свои обязательства перед дольщиком в виде передачи объекта недвижимости до настоящего времени не выполнило, истица обратилась к административному ответчику с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решением министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова С.В. включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 19).

В 2019 г. принят Закон Самарской области от 8 июля 2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» (далее – Закон № 84-ГД), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова С.В. вновь обратилась в министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило об отказе во включении в реестр на основании подпунктов «а», «г» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 г. № 84-ГД, непредставлением необходимых документов, указанных п. «г» п. 2.2 Порядка, несоответствием критериям ст. 5 Закона № 84-ГД (л.д. 33-34).

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь требованиями Закона № 84-ГД и постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. №927, утвердившего Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, суд пришел к выводу о том, что отказ министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает её права и законные интересы.

Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействие министерства строительства Самарской области, выразившееся в непринятии решений по заявлениям Гавриловой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, в ходе судебного разбирательства установлено, что обращения административного истца рассмотрены в установленные законом сроки, что подтверждается представленными Министерством ответами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ , при этом факт не получения административным истцом указанных ответов не свидетельствует о допущенном министерством строительства Самарской области бездействии. В указанной части решение суда не обжалуется.

Данные выводы, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Законом -ГД установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

В силу статьи 2 Закона -ГД пострадавший участник долевого строительства – гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьей 5 настоящего Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона -ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;

6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;

7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения.

В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом № 84-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок ведения реестра).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка ведения реестра уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - реестр) органом является Министерство строительства Самарской области.

В силу пункта 2.5 Порядка ведения реестра, уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 Порядка ведения реестра, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.

Основаниями для принятия решения уполномоченным органом об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр являются, в том числе, непредставление документов, указанных в пункте 2.2 Порядка ведения реестра (подпункт «г» пункта 2.5).

Подпунктом «г» пункта 2.2. Порядка ведения реестра предусмотрено, что к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, прилагаются документы, подтверждающие право собственности (долю в праве собственности) пострадавшего участника долевого строительства на жилое помещение в проблемном объекте (объекте) (при наличии).

Как указано выше, министерство строительства Самарской области, отказывая Гавриловой С.В. во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ссылалось на то, что заявитель не соответствует установленным критериям в связи с непредставлением документов, подтверждающих признание пострадавшего от действий недобросовестного застройщика потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков).

Однако, как верно указано судом первой инстанции, наличие уголовного дела в прошлом, в рамках которого пострадавший участник не признавался потерпевшим, не может служить препятствием для оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом № 84-ГД, принятым после окончания соответствующего уголовного дела.

В рассматриваемом случае установлено и сторонами не оспаривается, что обязательства по договору долевого участия в строительстве на сумму в размере <данные изъяты> руб. Гавриловой С.В. исполнены перед застройщиком, при этом ранее действовавший порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не предусматривал обязательным условием включения в реестр факт признания гражданина потерпевшим в рамках уголовного дела.

Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу, что в данном случае не исключается возможность использовать для защиты прав административного истца, добросовестность которого при исполнении обязательств по договору долевого участия в строительстве ни ранее, ни в настоящее время под сомнение не ставилась, компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство по мотиву несоответствия административного истца критериям, указанным в статье 5 Закона № 84-ГД и непредставления документов, указанных в пункте 2.2 Порядка, не имело законных оснований для отказа во включении Гавриловой С.В. в соответствующий реестр. Данный отказ основан на формальном подходе и не может быть признан законным.

Кроме того, судом верно отмечено, что согласно уведомлению министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова С.В. ранее включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязал министерство строительства Самарской области в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть и принять решение по заявлению Гавриловой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.

Доводы апелляционной жалобы о законности оспариваемого отказа в виду того, что административным истцом не представлен документ о признании его потерпевшим, как это требует действующее законодательство, основаны лишь на формальных условиях применения нормы, без учета всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении заявления Гавриловой С.В.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на их переоценку и не влияют на правильность принятого по делу решения. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения, верно распределил бремя доказывания между сторонами, собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено, а доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленного по делу судебного акта.

Таким образом, решение суда следует признать законными и обоснованными, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:

Судьи:

33а-4636/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гаврилова С.В.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
конкурсный управляющий ООО «Прогресс-Н» Севостьянов О.Н.
Азарова Л.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.02.2024Передача дела судье
26.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее