Дело № 12-23/2023 Мировой судья судебного участка
(УИД НОМЕР, № 2 Кусинского района
дело № 3-290/2023) Челябинской области Кузнецов С.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
05 декабря 2023 года г. Куса
Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940, Челябинская область, г. Куса, ул. Советская, д. 20),
жалобу главы Злоказовского сельского поселения Устюгова Владимира Валерьевича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Злоказовского сельского поселения
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА администрация Злоказовского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, глава Злоказовского сельского поселения Устюгов В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе указал, что полностью поддерживает все доводы, приведенные им в судебном заседании у мирового судьи. Рассматривая дело, мировой судья исследовал постановления и решения по делам НОМЕР, НОМЕР, сделав вывод, что сроки для выполнения предписаний были достаточны, однако откуда были установлены сроки исполнения предписаний - не установлено. Надзорным органом допускается, что администрацией Злоказовского сельского поселения не выполняются требования пожарной безопасности, и они грубо нарушают права граждан на протяжении с ДАТА по настоящее время, однако к сельским поселениям не принимаются более жесткие меры, в том числе – приостановление его деятельности, что осталось без внимания при рассмотрении дела. С выводами мирового судьи о том, что недостаточность финансирования не является уважительной причиной несвоевременного исполнения предписаний, не согласен. У администрации Злоказовского сельского поселения отсутствуют иные источники финансирования указанных в предписании мероприятий, помимо предусмотренных правовыми актами средств бюджета. Действия надзорного органа необоснованно ограничивают деятельность Злоказовской сельской администрации с учетом сложившейся общественно-политической обстановки и отсутствием финансирования. Административным органом и мировым судьей не дана оценка письму (разъяснению) ФГБУ ВНИИПО МЧС России от ДАТА. Администрация хочет получить четкую правовую позицию судов, ОНД по г. Златоусту и Кусинскому району по вопросу противопожарного водоснабжения с учетом позиции экспертов института МЧС России, представленной по поручению МЧС России (л.д. 178-179).
В судебное заседание глава Злоказовского сельского поселения Устюгов В.В., защитник юридического лица Сахаров В.А. не явились, извещены (л.д. 194,195).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор г. Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области Кирсанов А.М. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, доводы жалобы необоснованны, не влекут отмену постановления.
Судья, заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу положений статьи 19 Федерального закона Российской Федерации № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 5 Устава Злоказовского сельского поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения Злоказовского сельского поселения. Населенные пункты АДРЕС входят в состав территории Злоказовского сельского поселения (пункт 2 статьи 2 Устава Злоказовского сельского поселения) (л.д. 10-11).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопрос, предусмотренный пунктом 9 части 1 настоящей статьи (обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения) отнесен к числу полномочий местного значения сельского поселения.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности в Злоказовском сельском поседении относится к полномочиям сельского поселения, администрация является исполнительно-распорядительным органом Злоказовского сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 62 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
В силу статьи 68 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Исходя из положений пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 225 от 30 марта 2020 года утвержден Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
Согласно пункту 4.1 СП 8.13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы (пункт 4.2 СП 8.13130).
Расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте определяется в соответствии с таблицей 1 (пункт 5.1 СП 8.13130). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9 СП 8.13130).
Согласно пункту 5.17 СП 8.13130 продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 ч. Для зданий I и II степеней огнестойкости с негорючими несущими конструкциями и утеплителем с помещениями категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности - 2 ч.
В силу пункта 5.18 СП 8.13130 максимальный срок восстановления пожарного объема воды должен быть не более: 24 ч - в населенных пунктах с числом жителей более 5 тыс. чел. и на промышленных предприятиях со зданиями категорий А, Б, В по пожарной и взрывопожарной опасности; 36 ч - на промышленных предприятиях со зданиями категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности; 72 ч - в населенных пунктах с числом жителей не более 5 тыс. чел. и на сельскохозяйственных предприятиях.
Согласно пункту 10.4 СП 8.13130 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Действующим законодательством предусматриваются альтернативные способы обеспечения противопожарного водоснабжения поселений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, мировым судьей установлено и нашло своё подтверждение при рассмотрении жалобы следующее. В период с ДАТА по ДАТА государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области Кирсановым А.М в отношении администрации Злоказовского сельского поселения проведена внеплановая проверка, в ходе которой, выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
ДАТА администрации Злоказовского сельского поселения выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в срок до ДАТА.
ДАТА в период с ДАТА по ДАТА по согласованию с прокурором Кусинского района Челябинской области государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области Кирсановым А.М была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Злоказовского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
-населенный пункт АДРЕС - обеспечен недостаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС;
-населенный пункт АДРЕС - обеспечен недостаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по АДРЕС АДРЕС;
-населенный пункт АДРЕС - обеспечен недостаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по АДРЕС
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ администрацией Злоказовского сельского поселения подтверждается следующими доказательствами: предписанием от ДАТА по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 7), распоряжением органа государственного контроля (надзора) НОМЕР от ДАТА о проведении внеплановой выездной проверки администрации Злоказовского сельского поселения, целью которой являлся контроль за выполнением администрацией Злоказовского сельского поселения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДАТА НОМЕР (л.д. 6); протоколом об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, составленным в отношении администрации Злоказовского сельского поселения государственным инспектором города Златоусту и Кусинского района по пожарному надзору УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области Кирсановым А.М. (л.д. 18).
Мировым судьей при рассмотрении дела были в полном объеме исследованы и надлежащим образом оценены все имеющиеся доказательства на предмет их относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности достаточности для разрешения дела. По делу об административном правонарушении выяснены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ,
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия администрацией Злоказовского сельского поселения на момент истечения срока, указанного в предписании, всех зависящих от нее мер для выполнения требований предписания, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы относительно того, что мировым судьей сделан вывод о том, что сроки для выполнения предписаний были достаточны, однако неустановленно, откуда были указаны сроки, судом отклоняются.
Мировым судьей установлено, что срок устранения выявленных недостатков установлен с учетом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений, необходимости предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, обеспечения должных мер для локализации пожара. Срок для устранения нарушений установлен в предписании. Также мировым судьей в постановлении приведены иные постановления, вступившие в законную силу, принятые ранее по делам об административных правонарушениях в отношении администрации Злоказовского сельского поселения, в частности в связи с привлечением к административной ответственности по фактам недостаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в АДРЕС, в АДРЕС, в АДРЕС, что свидетельствует об осведомленности законного представителя юридического лица о необходимости исполнения нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
У суда нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они подтверждены материалами дела об административном правонарушении.
Кроме того администрация Злоказовского сельского поселения не обращалась с заявлением в орган, выдавший предписание о продлении установленного срока, не обжаловала предписание, в том числе в части установления недостаточного срока для исполнения предписания, как незаконное.
Доводы жалобы о применении к Злоказовскому сельскому поселению меры наказания в виде приостановления деятельности несостоятельны.
Санкция части 12 статьи 19.5 КоАП РФ соответствующего вида наказания не предусматривает, частью 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривается возможность применения административного приостановления деятельности в отношении муниципальных образований.
Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от исполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, проживающих в АДРЕС, в АДРЕС, в АДРЕС.
Довод жалобы относительно того, что мировым судьей не дана оценка письму (разъяснению) ФГБУ ВНИИПО МЧС России от ДАТА судом отклоняется.
Мнение специалистов ФБГУ ВНИИПО МЧС России по вопросу разъяснения требований нормативных документов по пожарной безопасности, изложенное в письме (л.д.31-32), является частным, силы разъяснений уполномоченного органа не имеет, о чем в самом письме имеется соответствующее пояснение, ФБГУ ВНИИПО МЧС России не наделено полномочиями давать разъяснения нормам Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При назначении вида и размера административного наказания мировым судьей учтены характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду того, что административное правонарушение в области пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, уничтожения имущества вследствие возможности распространения пожаров, не имеется.
Выводы мирового судьи о невозможности применения при назначении наказания юридическому лицу части 3.2 статьи 4.1, части 2 статьи 4.1.1 КоАП надлежащим образом мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.
При таких обстоятельствах, основания для отмены, изменения постановления мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Злоказовского сельского поселения оставить без изменения, а жалобу главы Злоказовского сельского поселения - без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу с момента его вынесения.
Судья Н.В. Андреева