№2-3468/2022
70RS0004-01-2022-004830-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.
при секретаре Меденцеве А.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Советского г. Томска Соломиной В.В., представителя ответчика МАДОУ № 24 г. Томска – Корякиной Л.Г., действующей на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №24 г. Томска об обязании выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, обеспечить охрану объектов,
установил:
Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, МАДОУ № 24 г. Томска, в котором просит:
- обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №24 г. Томска финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениям организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны;
- обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 г. Томска не позднее 2 (двух) месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Советского района г.Томска проведена проверка образовательного учреждения - МАДОУ № 24 г. Томска. Проверкой установлено, что в здании и на территории, отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениям организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны. Выявленные нарушения не отвечают целям безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновении террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАДОУ № 24 г. Томска в судебном заседании исковые требования признал.
Ответчик Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, третьи лица Департамент финансов администрации города Томска, Департамент образования администрации города Томска, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, свих представителей в судебное заседание не направили.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35 одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч.3.1 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 № 35 физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пп.2 ч.3 ст. 28 ФЗ № 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пп.2 ч.3 ст. 28 ФЗ № 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
На основании п.2 ч.6 ст.28 ФЗ № 273 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п.8 ч.1 ст. 41 ФЗ № 273 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму»).
В силу п.7.1 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется мероприятие по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения МАДОУ № 24 г.Томска требований антитеррористической защищенности, которой установлено, что в здании и на территории, отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениям организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
В целях исполнения подпункта «б» пункта 25 Требований образовательным учреждением должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении. Системное толкование всего содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 позволяет прийти к такому выводу, поскольку необходимость осуществления указанного требования обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
В частности, положениями статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Согласно статье 8 Устава Города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Подпункт 1.15.1 статьи 40 Устава Города Томска закрепляет, что администрация Города Томска обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, а также реализацию мероприятий, предусмотренных «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации», и выполнение иных мероприятий по профилактике терроризма, предусмотренных федеральными актами в сфере противодействия терроризму.
Согласно пункту 1.7 Устава МАДОУ № 24 г.Томска учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.
Статья 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) устанавливает, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В силу пункта 3.9.10 Положения о департаменте образования администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 30.10.2007 № 683, департамент образования администрации Города Томска является распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование»; осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск», за счет средств городского бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений, проводит проверки состояния бухгалтерского учета.
Учитывая, что при разрешении гражданского дела по исковому заявлению прокурора г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Города Томска, МАДОУ № 24 г.Томска о возложении обязанности произвести финансирование мероприятий по охране объекта, обеспечить охрану объекта могут быть затронуты права и обязанности департамента образования администрации Города Томска, являющегося главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений, указанный департамент выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска, МАДОУ № 24 г.Томска об обязании выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, обеспечить охрану объектов, являются обоснованными.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
МАДОУ № 24 г.Томска является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Выявленные нарушения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что может стать причиной проявления терроризма, совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим, осуществление деятельности школы при указанных нарушениях закона не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также ущерба имуществу, в связи с чем, суд полагает возможным заявленные прокурором требования удовлетворить, возложить на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска обязанность не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить МАДОУ № 24 г.Томска финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать МАДОУ № 24 г.Томска не позднее двух месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких данных исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Советского района г. Томска, действующегов защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №24 г. Томска об обязании выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, обеспечить охрану объектов,удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению № 24 г.Томска финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениям организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 г.Томска не позднее 2 (двух) месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Судья