Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-480/2022 ~ М-528/2022 от 16.11.2022

Дело № 2-480/2022

УИД: 59RS0043-01-2022-000713-25

                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 г.                                                                                   г. Чердынь                                                                                                                                                                                 

                                  

Чердынский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Акладской Е.В.,

при секретаре судебного заседания Макатуха Д.В.,

с участием представителя истца Гиберт Ж.Г.,

представителя администрации Чердынского городского округа Овчинникова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному бюджетному учреждению «Рябининское», администрации Чердынского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

         Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Рябининское» (далее - МБУ «Рябининское»), администрации Чердынского городского округа с требованиями о прекращении нарушений санитарного законодательства и возложении обязанности по их устранению, указав, что при рассмотрении информации, полученной от ответчиков, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению при эксплуатации источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения - водонапорной башни в д. Корнино. Установлено, что не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Допущенные нарушения санитарного законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, а продолжение осуществления деятельности с нарушением требований санитарного законодательства Российской Федерации может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. В связи с изложенным, просит возложить на МБУ «Рябининское» обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (водонапорной башни по адресу: Чердынский район, д. Корнино) и водопровода питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (в д. Корнино) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Возложить на администрацию Чердынского городского округа в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на МБУ «Рябининское» обязанностей, а также возложить на МБУ «Рябининское», администрацию Чердынского городского округа обязанность представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию об исполнении решения суда в течение 1-го месяца со дня истечения срока его исполнения.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель МБУ «Рябининское» в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не заявлено.

Представитель администрации Чердынского городского округа исковые требования не признал и пояснил, что работы по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны осуществляться за счет прибыли, которую учреждение получает от предпринимательский деятельности. Имеющихся у МБУ «Рябининское» денежных средств достаточно для выполнения работ по разработке проектов зон санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водных объектов. Бюджетные средства администрацией выделяются только на муниципальные задания.

Исследовав представленные материалы, заслушав пояснения представителей истца, ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для| здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию I безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" устанавливает, что настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

В силу п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В соответствие с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно Уставу МБУ «Рябининское» создано в соответствии с постановлением администрации Чердынского городского округа от 22.10.2020 № 636 «О реорганизации муниципального предприятия «Рябининское» путем преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Рябининское». Основным видом деятельности является услуга по распределению воды (п. 2.3 Устава).

В соответствии с п. 1.4 Устава МБУ «Рябининское» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Чердынский городской округ.

Финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и на иные цели.

    В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа входит, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные функции изложены в ст. 5 Устава Чердынского городского округа.

Кроме того, п. 4.2 ч. 1 ст. 7 Устава, к полномочиям администрации Чердынского городского округа относятся, в частности, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст. 41 Устава, Чердынский городской округ имеет собственный бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Принимая во внимание, что факт нарушения МБУ « Рябининское» требований санитарного законодательства судом установлен, указанные обстоятельства в судебном заседании не оспорены, суд считает, что требования в части возложения на МБУ «Рябининское» обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в рамках своих полномочий устранить нарушения санитарного законодательства в объеме выявленных нарушений подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы возражений представителя администрации Чердынского городского округа об отсутствии необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в виду достаточности собственных средств бюджетного учреждения, полученных от предпринимательской деятельности, являются несостоятельными. Администрация Чердынского городского округа обязана нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества. Полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, возложены также на администрацию городского округа как орган местного самоуправления. Суд учитывает, что администрация Чердынского городского округа, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении МБУ «Рябининское», непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а потому решение вопросов по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений, возможно лишь при непосредственном участии указанного органа.

Поскольку контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет администрация Чердынского городского округа, на ней лежит обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению, в том числе путем выделения необходимого финансирования на конкретные мероприятия по обеспечению условий, необходимых для организации осуществления деятельности по использованию водных объектов в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168) удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Рябининское» ИНН 5919030882) обязанности, а именно:

  • разработать и согласовать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (водонапорной башни по адресу: д. Корнино) и водопровода питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;
  • получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (в д. Корнино) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установив срок исполнения 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Чердынского городского округа (ОГРН 1195958041069) в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на МБУ « Рябининское» обязанностей, а именно:

  • по разработке и согласованию в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (водонапорной башни в д. Корнино) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;
  • по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (водонапорной башни в д. Корнино) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Рябининское», администрацию Чердынского городского округа обязанность представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение 1-го месяца со дня истечения срока его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.

Председательствующий                                                  Е.В. Акладская

2-480/2022 ~ М-528/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
МБУ " Рябининское"
Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю
Администрация Чердынского муниципального района
Суд
Чердынский районный суд Пермского края
Судья
Акладская Евгения Владимировна
Дело на странице суда
cherdyn--perm.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
17.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Дело оформлено
19.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее