УИД: 21RS0005-01-2023-000729-47
Дело № 12-51/2024
РЕШЕНИЕ
5 февраля 2024 года п. Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Паймин А.А., рассмотрев жалобу защитника Алексеева Н.М. - Николаевой Т.В. на постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО ФИО5 № 223013501444 от 11 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Алексеева Николая Михайловича
установил:
Постановлением главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО ФИО6 № 223013501444 от 11 октября 2023 годаАлексеев Н.М., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением защитник Алексеева Н.М. – Николаева Т.В. обратилась в суд с жалобой, указывая на отсутствие в действиях Алексеева Н.М. состава вмененного административного правонарушения, поскольку в момент фиксации административного правонарушения специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме работало с нарушением установленных правил, информационное табло не работало, не имелось предупреждающих знаков.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Алексеев Н.М. извещен о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО ФИО3 № 223013501444 от 11 октября 2023 года путем направления по адресу его места жительства соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Соответствующее отправление адресату вручено не было, возвращено в суд за истечением срока хранения, что подтверждено конвертом и данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (42970091002626).
Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.
Защитник Николаева Т.В. извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об отложении рассмотрения жалобы по уважительной причине не заявила.
Территориальный отдел госавтодорнадзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, об отложении рассмотрения жалобы не просил.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что 28.09.2023 в 11:56:51 на км 41+730 м а/д «Калинино-Батырево-Яльчики» водитель, управляя тяжеловесным 4-осным транспортным средством марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществляя перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту от 28.09.2023 № 13 281 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного ТС на ось № 1 на 21,871 % (10,359 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 8,500 тонн), на ось № 2 на 17,847 % (10,017 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 8,500 тонн), на ось № 3 на 129,388 % (18,351 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 8,000 тонн), на ось № на 127,588 % (18,207 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 8,000 тонн), чем собственник транспортного средства совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Превышение допустимой нагрузки на ось выявлено с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи - Бизмэн 7, регистрационный номер 69877-17 (комплекс аппаратно-программного автоматического весогабаритного контроля), свидетельство о поверке № С-ДЗЛ/28-12-2022/213507022, проверка действительна до 27.12.2023 года, что подтверждает технические характеристики системы и ее пригодность к применению в полном соответствии с руководством по эксплуатации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства Алексеева Н.М. к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения Алексеевым Н.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме № 13 281 от 28.09.2023. Соответственно указание в таблице обжалуемого постановления о допустимой нагрузке на ось № 3 и ось № 4 как 8,500 тонн, когда как в акте это значение указано в размере 8,000 тонн, является опиской лица его составившего, подлежит уточнению в решении суда. Данное уточнение не несет изменения в квалификации вменяемого Алексееву Н.М. правонарушения, поскольку данные по процентам превышения осевой нагрузки указаны в постановлении верно, исходя из допустимой нагрузи на 3 и 4 оси транспортного средства указанного в акте и в постановлении, равной по факту 8 тоннам на каждую из них.
В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Принадлежность транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № на праве собственности Алексееву Н.М. объективно подтверждено сведениями о регистрационных действиях ТС и его владельцах.
Установлено, что специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов отсутствовало, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие препятствий для выполнения предписаний закона о необходимости получения такого разрешения не представлено, поэтому должностное лицо территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Алексеева Н.М. состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Данный вывод основан на положениях КоАП РФ, Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется, достоверность этих доказательств сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о доказанности вины Алексеева Н.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и о квалификации его действий по указанной статье являются обоснованными и правильными.
Законность работы фиксирующего устройства сомнений не вызывает. Погрешности различной природы в работе автоматического прибора учтены. Относимость фотоматериала к совершенному правонарушению очевидна. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
При этом материалы дела не содержат доказательств некорректной работы работающего в автоматическом режиме технического средства, в связи с чем довод жалобы о том, что в момент фиксации специальное техническое средство работало с нарушением установленных правил, судья находит несостоятельным. Напротив, свидетельством о поверке комплекса аппаратно-программного автоматического весогабаритного контроля «Бизмэн 7» № С-ДЗЛ/28-12-2022/213507022, срок поверки до 27.12.2023, паспортом комплекса АПВГК Бизмэн 7, актом проверки готовности участка автодороги под установку комплекса АПВГК Бизмэн 7, актом ввода комплекса в эксплуатацию от 30.12.2022, расположенного на автомобильной дороге «Калинино-Батырево-Яльчики» км 41+730 м, из которого следует, что комплекс находится в рабочем состоянии и отвечает техническим требованиям контракта, подтверждается исправность средства измерений на момент определения весовых параметров автотранспортного средства, принадлежащего Алексееву Н.М., в связи с чем результаты измерения весовых параметров транспортного средства признаются достоверными.
Кроме того, согласно письма КУ Чувашской Республики «ЦОБДД Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 2 ноября 2023 года № 04-08/2021, АПВГК Бизмэн 7, зав. № 22-0017 расположенный на автомобильной дороге «Калинино-Батырево-Яльчики» км 41+730 м прошел техническое обслуживание, включая шлифовку и калибровку весовых датчиков комплекса в соответствии с приказом Минтранса РФ от 31 августа 2020 года № 348 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», а также руководством по эксплуатации.
Данное обстоятельство подтверждается копией журнала обследования, диагностики и проведенных работ, которые были проведены с 14 августа 2023 года по 15 августа 2023 года, в том числе по обслуживанию информационного табло, согласно заключению лица его проводившего, АПВГК «Бизмен 7» находится в технически исправном состоянии и может продолжаться эксплуатироваться. Разделом 3 Руководства по эксплуатации АПВГК «Бизмен 7» предусмотрено ежеквартальное техническое обслуживание и контроль метрологических характеристик комплексов (п. 3.2.3.). Соответственно доводы Николаевой Т.В., что АПВГК работало с нарушением установленных правил не нашли свое подтверждение.
Доводы жалобы о том, что визуальное информирование водителя транспортного средства о превышении допустимых весовых и (или) габаритных параметров ТС при проезде через фиксирующую рамку не осуществлялось, подлежат отклонению, как ошибочные, основанные на неверном толковании правовых норм, поскольку в соответствии с ч. 16.2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя, устанавливается на автомобильной дороге по пути следования транспортных средств после автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на расстоянии от этого пункта, обеспечивающем возможность восприятия водителем размещаемой на данном оборудовании информации с учетом, установленного на участке автомобильной дороги скоростного режима.
Аналогичные положения закреплены в п. 42 Приказа Минтранса России от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», согласно которым после АПВГК по пути следования транспортных средств устанавливается оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства. В процессе эксплуатации оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, должно соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к нему заводом-изготовителем, и быть работоспособным. На данном оборудовании отображается: государственный регистрационный номер транспортного средства; информация о факте превышения транспортным средством допустимых весогабаритных параметров.
Таким образом, данное оборудование не обладает какими-либо измерительными функциями позволяющими, либо влияющими на проведенные измерения, данное оборудование устанавливается для информирования водителя о наличии превышения, то есть уже установленного нарушения.
Кроме того, наличие или отсутствие на данном участке после автоматического пункта визуального информирования водителя о факте превышения им допустимых весовых и (или) габаритных параметров правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку основным элементом инструментального контроля является весоизмерительные модули, а не информационное табло, которое является вторичным элементом. Неисправности информационного табло, его неработоспособное состояние не является основанием для освобождения от административной ответственности, так как на пути следования транспортного средства на автодороге «Калинино-Батырево-Яльчики» установлены дорожные знаки, в том числе знак 7.14.2 «Пункт транспортного контроля», что усматривается из проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге «Калинино-Батырево-Яльчики» км 41+730 м, который предусматривает установку на км 41+175 м и на км 42+830 м дорожного знака 7.14.2 «Пункт транспортного контроля». Данный проект утвержден собственником автомобильной дороги и в соответствии с п. 42 Приказа Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» согласован с УГИБДД МВД по Чувашской Республике, КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии. Согласно сведений поступивших из данного органа, все дорожные знаки, включая дорожный знак 7.14.2 «Пункт транспортного контроля» в месте расположения АПВГК «Бизмен 7», заводской номер 22-0017 на а/д «Калинино-Батырево-Яльчики» км 41+730 м установлены 27 ноября 2022 года, что также опровергает доводы, изложенные в жалобе заявителя.
Приведенные данные, вопреки доводам жалобы, подтверждают, что производимые указанной системой измерения параметров автомобильных транспортных средств в движении, являются объективными и достоверными.
Приведенные нормы права направлены на обеспечение сохранности автомобильных дорог при их эксплуатации тяжеловесных транспортных средств.
Соблюдение указанных требований является обязательным для всех без исключения лиц, осуществляющих деятельность по перевозке грузов по автомобильным дорогам общего пользования.
Какой-либо объективной невозможности для выполнения собственником транспортного средства указанных требований законодательства по настоящему делу не установлено.
Доводы жалобы не влияют на доказанность вины Алексеева Н.М. в совершении вмененного административного правонарушения, опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу и не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности.
В соответствии с примечанием к статье 1.5 КоАП РФ положение части 3 настоящей статьи, предусматривающее отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность, не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В части 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
С учетом изложенного лицо, привлекаемое к административной ответственности, в данных случаях обязано доказать обстоятельства, на которых основаны доводы жалобы.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о невиновности Алексеева Н.М. в совершении вышеуказанного правонарушения не представлено.
С учетом вышеизложенного, прихожу к выводу о том, что факт совершения Алексеевым Н.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права при производстве по настоящему делу об административном правонарушении не допущено, Алексеев Н.М. привлечен к административной ответственности компетентным должностным лицом, в пределах установленного для данной категории дел срока давности, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.
Оснований для изменения постановления и назначения Алексееву Н.М. наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Алексеева Н.М., не установлено.
О снижении суммы штрафа, наличие тяжелого финансового положения Алексеевым Н.М. не заявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.5 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО ФИО3 № 223013501444 от 11 октября 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, изменить.
Уточнить описательно мотивировочную часть постановления, указанием в таблице «Проверка осевых нагрузок», в строке 3 и 4 столбца «Нормативные (допустимые) (т)» числом со значением 8,000.
В остальном постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике МТУ Ространснадзора по ПФО ФИО3 № 223013501444 от 11 октября 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья