Судья Молодцова Л.И. Дело № 07п-77/2023
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 29 марта 2023 года
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газораспределения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ПОВ на постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, главный государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газораспределения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ПОВ просит отменить постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2023 года и вернуть дело на новое рассмотрение. Полагает, что невыполнение основных задач производственного контроля, предусмотренных п.4.2.2 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград» является нарушением ч.1 ст. 11, абз. 10 ч.1 ст.9 ФЗ-116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Настаивает на том, что в действиях юридического лица должностным лицом административного органа установлено событие и состав административного правонарушения. Выражает свое несогласие относительно выводов судьи районного суда о том, что «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», утвержденное главным инженером – первым заместителем генерального директора 14.07.2021 года не является обязательным требованием, формой закрепления, поскольку по мнению судьи к ним могут относится только нормативные правовые акты, причем как федерального, так и уровня субъектов РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав доводы жалобы, выслушав защитников ООО «Газпром трансгаз Волгоград» Шиндрова Д.Г. и Минееву Т.А., просивших оставить жалобу без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Совершение данного административного правонарушения влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья цельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Как следует из ст.1 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Как следует из материалов дела, 04.05.2022 года руководителем Нижне- Волжского управления Ростехнадзора вынесен Приказ № ПР-261-98-0 «Об утверждении графика проведения постоянного государственного надзора и назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор на опасном производственном объекте» в отношении опасного производственного объекта: участок магистрального газопровода (МГ «Починки-Изобильное-ССПХГ») Котельниковского ЛПУ МГ peг. №А39-00052-0533, расположенного про адресу: <адрес>, <адрес> владельцем которого является ООО «Газпром трансгаз Волгоград». Согласно Приказу, должностными лицами, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор на опасном производственном объекте согласно графику проведения мероприятий по контролю назначены: ПОВ, НДА, НМВ
Данным приказом уставлена периодичность надзорных мероприятий по оценке состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования - ежеквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь).
Проверки в 2022 году Ростехнадзором проводились в следующие периоды: с 16 по 18 февраля (Акт проверки от 18.02.2022 № А39-00052- 0533/1-мт-22); с 04 по 08 апреля (Акт проверки от 08.04.2022 № А39-00052- 0533/2-мт-22); с 05 по 09 сентября (Акт проверки от 09.09.2022 № А39-00052- 0533/3-мт-22); с 05 по 16 декабря (Акт проверки от 16.12.2022 АЗ9-00052/4- мт-22).
При проведении выездной проверки ООО «Газпром трансгаз Волгоград», должностными лицами были выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) 16.12.2022 года в 11 час. 00 мин.
По итогам проведенной проверки 16.12.2022 года составлен акт № А39- 00052/4-мт-22 о том, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами:
в ООО «Газпром трансгаз Волгоград» не осуществляется производственный контроль, а именно не выполняются основные задачи производственного контроля, предусмотренные пунктом 4.2.2 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», утвержденного главным инженером — первым заместителем генерального директора 14.07.2021 года (выявление несоответствий сооружаемых объектов требованиям действующих нормативных документов), вследствие чего 20.08.2021 года Котельниковским ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград» произведена подача газа по межсистемной перемычке на 964,7 км Ду1000 от магистрального газопровода «Починки-Изобильное-ССПХГ» в участок магистрального газопровода «Южный поток» «Починки-Анапа» 963,7-978 км без полученного застройщиком ООО «Газпром инвест» филиал «Газпром реконструкция» разрешения на строительство, а именно (разрешение на строительство №34-13-3657-2022МСт по вышеуказанному объекту выдано 25.10.2022 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства), а также акта, разрешающего эксплуатацию газопровода «Южный поток» «Починки-Анапа» 963,7-978 км. По мнению административного органа, выявленные нарушения являются нарушением ст.11 ч.1 и ст.9 ч.1 абз.10 ФЗ-116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Котельниковским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград» не осуществляется производственный контроль, а именно не выполняются функции производственного контроля, предусмотренные пунктом 5.1.3 и 5.1.16 (проведение проверок состояния ПБ и организация контроля за строительством) «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и, утвержденного главным инженером — первым заместителем генерального директора 14.07.2021 года, вследствие чего 20.08.2021 года Котельниковским ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград» произведена подача газа по межсистемной перемычке на 964,7 км Ду1000 от магистрального газопровода «Починки-Изобильное-ССПХГ» в участок магистрального газопровода «Южный поток» «Починки-Анапа» 963,7-978 км без полученного застройщиком ООО «Газпром инвест» филиал «Газпром реконструкция» разрешения на строительство, а именно (разрешение на строительство №34-13-3657-2022МС по вышеуказанному объекту выдано 25.10.2022 года Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства), а также акта, разрешающего эксплуатацию газопровода «Южный поток» «Починки-Анапа» 963,7-978 км. По мнению административного органа, выявленные нарушения являются нарушение ст.11 ч.1 и ст.9 ч.1 абз.10, ч.2 ФЗ-116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения должностным лицом в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» предписания № П39-00052-0533/4-мт-22 от 16.12.2022 года, с указанием срока для устранения вышеуказанных нарушения до 09.03.2022 года, а также основанием для составления протокола об административном правонарушении № 13-17-мт-22 от 22.12.2022 года о совершении ООО «Газпром трансгаз Волгоград административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», утвержденное главным инженером – первым заместителем генерального директора 14.07.2021 года не является обязательным требованием, формой закрепления, поскольку к ним могут относиться только нормативные правовые акты, причем как федерального, так и уровня субъектов РФ.
Однако указанные выводы судьи районного суда являются ошибочными.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Как следует из положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
На основании п.1 ст. 9, п.1 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 11 Закона №116-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года утверждены правила №2168.
Правила №2168 устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект в данном случае ею является ООО «Газпром трансгаз Волгоград» обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Закона №116-ФЗ).
Во исполнение обязательных требований закрепленных в ст. 11 Закона №116-ФЗ главным инженером – первым заместителем генерального директора от 14.07.2021г. разработано и утверждено «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград».
Из пункта 8 Правил №2168 следует, что основными задачами производственного контроля являются: анализ состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности.
Таким образом «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград» является локальным нормативным актом эксплуатирующей организации, требования которого являются обязательными к их исполнению.
По итогам проведенной проверки 16.12.2022 года, должностным лицом административного органа главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газораспределения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ПОВ выявлены нарушения обязательных требований, установленных локальными нормативными актами эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности, а именно пунктов 4.2.2, 5.1.3 и 5.1.16 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», которое было утверждено во исполнение Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил №2168 утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года.
Таким образом, выводы судьи районного суда о том, что «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», утвержденное главным инженером – первым заместителем генерального директора 14.07.2021 года не является обязательным требованием, формой закрепления, поскольку к ним могут относиться только нормативные правовые акты, причем как федерального, так и уровня субъектов РФ, основано на не верном толковании закона.
Помимо этого судья районного суда в обжалуемом постановлении сослался на то, что незаконченный строительством и не введенный в эксплуатацию в установленном законодательством РФ порядке магистральный газопровод «Южный поток» «Починки-Анапа» не принадлежит ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и не эксплуатируется обществом. Кроме того как сослался судья районного суда в постановлении от 12 февраля 2023 года общество не является ни владельцем, ни собственником межсистемной перемычки.
Вместе с тем, указанное судьей районного суда суждение не может повлечь освобождение ООО «Газпром трансгаз Волгоград» от административной ответственности, поскольку в вину обществу вменено нарушение пунктов 4.2.2, 5.1.3 и 5.1.16 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Волгоград», выразившегося в том, что именно Котельниковским ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград» произведена подача газа по межсистемной перемычке на 964,7 км Ду1000 от магистрального газопровода «Починки-Изобильное-ССПХГ» в участок магистрального газопровода «Южный поток» «Починки-Анапа» 963,7-978 км без полученного застройщиком ООО «Газпром инвест» филиал «Газпром реконструкция» разрешения на строительство.
Кроме того, как следует из имеющегося в материалах дела сообщения начальника Волгоградского управления по реконструкции объектов Филиалов «Газпром инвест» Челышева Р.Ю. (том 2 стр. 5), в рамках реализации проекта «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» Линейная часть. Участок «Починки-Анапа», км 963,7-км 978, Ду 1400, Ру 9.8 Мпа в составе инвестиционного проекта «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток», 16.08.2021г. произведена подача газа по межсистемной перемычке на км 964,7 Ду1000 от существующего магистрального газопровода «Починки-Изобильное-ССПХГ» (участок Петровск-Фролово-Изобильное) для проведения пусконаладочных работ.
Указанное не вызывает у судьи областного суда никаких сомнений в том, что событие административного правонарушения, которое главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газораспределения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ПОВ вменено в вину ООО «Газпром трансгаз Волгоград» имело место быть.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из обжалуемого постановления судьи районного суда усматривается, что в ходе рассмотрения административного материала по существу в судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газораспределения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ПОВ пояснял, что общество является эксплуатирующей организацией и ведет эксплуатацию перемычки и должно осуществлять контроль промышленной безопасности. Вместе с тем, общество допустило запуск газа из действующего газопровода в сооружаемый объект на, что отсутствовало разрешение. Несмотря на то, что перемычка была закрыта на момент проверки в трубе газ находился под давлением. Ранее данное правонарушение не было выявлено, так как газопровод расположен под землей, о пуске газа по трубе административному органу стало известно из письма начальника Волгоградского управления реконструкции объектов от 01.11.2022 года о подаче 16.08.2021 года газа по межсистемной перемычке на км 964,7 Ду1000,от существующего магистрального газопровода «Починки-Изобильное-ССПХГ» для проведения пусконаладочных работ.
Между тем указанные доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судьёй районного суда были проигнорированы и в ходе судебного заседания никакой оценки не получили, несмотря на то, что данные доводы лица, составившего протокол об административном правонарушении безусловно заслуживают внимания.
При таких данных, ссылки должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ПОВ в поданной жалобе о том, что суд первой инстанции прекратил производство по делу в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград», без надлежащего исследования обстоятельств дела, заслуживают внимания, и требуют дополнительной проверки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были.
Поскольку при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2023 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо учесть требования статей 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 9.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12-30.14 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░ ______ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ |
(░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) |
░░░░░░░░ ░.░. |
(░.░.░., ░░░░░░░) «29» ░░░░░ 2023 ░. |