Дело № 2-405/2023
УИД 76RS0014-01-2022-003905-97
Изготовлено 05.06.2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 02 мая 2023 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Петухова Р.В.,
при секретаре Михалиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зориной Галины Константиновны, Кузьмичева Олега Юрьевича, Пеунковой Инны Михайловны, Гамей Владимира Анатольевича, Емельянова Романа Валентиновича, Хмара Зинаиды Александровны, Общества с ограниченной ответственностью «Городской торгово-выставочный центр» к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании недействительным приказа об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, признании права на приобретение соответствующих долей в праве собственности на указанный земельный участок путем заключения договоров купли-продажи,
установил:
Зорина Г.К., Кузьмичев О.Ю., Пеункова И.М., Гамей В.А., Емельянов Р.В., Хмара З.А. и Общество с ограниченной ответственностью «Городской торгово-выставочный центр» (ООО «ГТВЦ») обратились в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением к КУМИ мэрии г.Ярославля, в котором просили признать незаконным и отменить приказ КУМИ мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> признать за истцами право на приобретение соответствующих долей в праве собственности на указанный земельный участок путем заключения договоров купли-продажи с КУМИ мэрии г. Ярославля.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Истцы являются собственниками нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и арендаторами земельного участка с кадастровым номером №, на котором находится указанное здание расположенное по этому же адресу. Земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с договором аренды имеет вид разрешенного использования «для ведения предпринимательской деятельности».
При обращении истцов в КУМИ мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату, приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года № истцам было отказано на основании п.п.4,6 и 14 ст.39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что на указанном земельном участке находится здание, принадлежащее также иным лицам; указанный земельный участок является ограниченным в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; невозможно установить связь помещения с объектом недвижимости с кадастровым номером №; площадь зарегистрированных в помещении зданий не совпадает с общей площадью здания, в связи с чем, невозможно установить точное количество правообладателей здания и рассчитать доли на земельный участок.
Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку с учетом требований действующего законодательства оснований для не предоставления в собственность земельного участка у ответчика не имелось.
Истцы Зорина Г.К., Кузьмичев О.Ю., Пеункова И.М., Гамей В.А., Емельянов Р.В., Хмара З.А., ООО «ГТВЦ», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте судебного заседания, не явились.
Истец Зорина Г.К., доверила представление своих интересов Градусовой К.И. которая, действуя на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования подержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КУМИ мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что оспариваемый приказ является законным, оснований для предоставления в собственность земельного участка не имеется.
Третье лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля в судебное заседание своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ранее представило в материалы дела письменное пояснение, в соответствии с которым поддерживает позицию ответчика, заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину и юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Для реализации права на получение земельного участка в собственность, аренду в соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> расположено нежилое здание общей площадью 922,2 кв.м. с кадастровым номером № (ранее у земельного участка и здания был адрес: <адрес>).
Собственниками помещений в указанном задании являются: Зорина Г.К. (помещение с кадастровым номером №, площадью 128,4 кв.м.); Хмара З.А. (помещение с кадастровым номером №, площадью 54,4 кв.м.); Пеункова И.М. (помещение с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м.); Гамей В.А. (помещение с кадастровым номером №, площадью 56 кв.м.); Кузьмичев О.Ю. (помещение с кадастровым номером №, площадью 56,6 кв.м.); Емельянов Р.В. (помещение с кадастровым номером №, площадью 66,3 кв.м.) и ООО «ГТВЦ» (помещение с кадастровым номером №, площадью 39,7 кв.м. и помещение с кадастровым номером № площадью 320,3 кв.м.).
Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен истцам на основании договора аренды № от 24.09.2015 и соглашений о присоединении к нему. Договором аренды установлен вид разрешенного использования «для предпринимательской деятельности».
Истцы обратились в КУМИ мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Приказом председателя КУМИ мэрии города Ярославля №2371 от 24.06.2022 года истцам было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в Кировском районе, со ссылкой на подпункты 4,6 и 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как видно из оспариваемого приказа КУМИ мэрии города Ярославля, в качестве оснований для отказа в предоставлении истцам земельного участка указаны следующие причины: на указанном земельном участке находится здание, принадлежащее также иным лицам; указанный земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; невозможно установить связь помещения с объектом недвижимости с кадастровым номером 76:23:030806:107; площадь зарегистрированных в помещении зданий не совпадает с общей площадью здания, в связи с чем невозможно установить точное количество правообладателей здания и рассчитать доли на земельный участок.
С доводами ответчика о том, что на земельном участке находится другое нежилое здание, суд не соглашается, т.к. они не основаны на материалах дела.
В своем отзыве КУМИ мэрии г.Ярославля ссылается на то, что в границах испрашиваемого земельного участка находится нежилое здание с кадастровым номером №, собственником которого является ФИО1
Между тем, из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 22.12.2022 года следует, что указанное здание с кадастровым номером № располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №. Собственник здания с кадастровым номером № не является арендатором земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, адрес нежилого здания с кадастровым номером № (<адрес>) не совпадает с адресом спорного земельного участка (<адрес>), который присвоен на основании приказа Департамента градостроительства №1034 от 15.11.2021 года.
Ссылки ответчика в оспариваемом приказе о том, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку находится в границах территории объектов культурного наследия регионального значения, являются несостоятельными.
В соответствии с п.п. 6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу п.2 ст.129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах – п.3 ст.129 ГК РФ.
Согласно нормам ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами –п.2 ст.27 ЗК РФ.
В соответствии с п.п.4 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Судом установлено, что в соответствии со списком памятников археологии Ярославской области, утвержденным решением Малого совета Ярославского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва от 29.04.1993 № 99 «О перечне объектов историко-культурного наследия области, предлагаемых для включения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации (I. Памятники археологии Ярославской области)», испрашиваемый земельный участок, расположенный в границах территории объектов культурного наследия регионального значения - Культурный слой города Ярославля, XI-XVII вв. (г.Ярославль, центр города до Республиканской ул.), отнесен к памятникам археологии Ярославской области.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Пунктом 1 ст.50 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Вместе с тем, в силу п.2 ст.49 Федерального закона №73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Согласно п.1 ст.50.1 Федерального закона №73-ФЗ заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пункты 7-10 статьи 48 Федерального закона №73-ФЗ не исключают возможность передачи в собственность земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия; предусматривают требования к содержанию договора купли-продажи такого земельного участка.
Таким образом, нормы законодательства об объектах культурного наследия и земельного законодательства, применяемые в их взаимосвязи, допускают возможность передачи в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, расположенного в границах объекта археологического наследия, в данном случае - в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Культурный слой г.Ярославля», XI-XVII вв.
Кроме того, в оспариваемом приказе не содержатся ссылки на какие-либо акты муниципальных или иных органов, которыми культурный слой спорного земельного отнесен к объектам археологического наследия. Следовательно, отсутствуют доказательства отнесения спорного земельного участка к объектам археологического наследия.
Поэтому отказ ответчика в предоставлении земельного участка по данному основанию является неправомерным.
При принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка ответчиком было указано на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, т.к участок расположен в границах территориальный зоны центра г.Ярославля и в силу п.42 Правил землепользования и застройки, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 №201 (зона Ц.1 – территориальная зона центра г. Ярославля) вид разрешенного использования земельного участка «для ведения предпринимательской деятельности» не входит в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанных границах.
В соответствии с п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Указанный пункт ст. 39.16 ЗК РФ не содержит указания о соответствии вида разрешенного использования Правилам землепользования и застройки г. Ярославля, а предусматривает фактическое соответствие целям использования земельного участка.
Согласно представленным в материалы дела сведениям из ЕГРН, испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «для предпринимательской деятельности». Данный вид разрешенного использования земельного участка был установлен его собственником -КУМИ мэрии г.Ярославля; соответствует данным ЕГРН и целям фактического использования.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка на том основании, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, является необоснованным.
Указание в приказе о невозможности установить связь помещения с кадастровым номером № со зданием с кадастровым номером №, поскольку помещение не отражено в сведениях ЕГРН не может быть приято во внимание, поскольку помещение с кадастровым номером № площадью 320,3 кв.м. учтено в составе здания как помещения цокольного этажа №1-6, 8-11,13-20; первого этажа №14,15,20; второго этажа №15; что подтверждается справкой АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.07.2022 №.
Ссылки в приказе о не совпадении площади зарегистрированных в здании помещений с общей площадью здания, являются также несостоятельными, т.к. в справке АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.07.2022 № отражено, что в составе здания с кадастровым номером № не были учтены помещения общего пользования - цокольного этажа №7,12 (электрощитовая, теплоузел), первого этажа №7-9 (тамбуры, вестибюль), второго этажа №9 (лестничная клетка) общей площадью 70,1 кв.м. по причине их отсутствия на государственном кадастровом учете. Поскольку общая площадь помещений, принадлежащих истцам, составляет 852,1 кв.м., а помещений общего пользования 70,1 кв.м., следовательно, общая площадь здания с кадастровым номером № составляет 922,2 кв.м.
Таким образом, суд признает незаконным приказ КУМИ мэрии г.Ярославля от 24.06.2022 №2371 об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка. При этом, оснований для указания в решении суда об отмене данного приказа, суд считает излишним.
Учитывая, что истцы имеют исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, при этом ограничения, препятствующие передаче спорного земельного участка в собственность отсутствуют, суд признает за истцами право на приобретение соответствующих долей в праве собственности на указанный земельный участок путем заключения договоров купли-продажи с КУМИ мэрии г. Ярославля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Зориной Галины Константиновны, Кузьмичева Олега Юрьевича, Пеунковой Инны Михайловны, Гамей Владимира Анатольевича, Емельянова Романа Валентиновича, Хмара Зинаиды Александровны и Общества с ограниченной ответственностью «Городской торгово-выставочный центр» удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 24.06.2022 года № об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка по улице <адрес> в Кировском районе.
Признать за Зориной Галиной Константиновной (паспорт №), Кузьмичевым Олегом Юрьевичем (паспорт №), Пеунковой Инной Михайловной (паспорт №), Гамей Владимиром Анатольевичем (паспорт №), Емельяновым Романом Валентиновичем (паспорт №), Хмара Зинаидой Александровной (паспорт №), Обществом с ограниченной ответственностью «Городской торгово-выставочный центр» (ИНН №) право на приобретение соответствующих долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> путем заключения договоров купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (ИНН №).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Р.В. Петухов