К делу №
УИД №RS0№-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2024года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи ФИО9
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО «Энемское городское поселение» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «Энемское городское поселение» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности.
В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО2 приобрела домовладение, состоящее из жилого дома, расположенного на земельном участке мерой 0.08 га по адресу: <адрес>.
Приказом по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок размером 0.08 га в <адрес>, числившийся ранее за ФИО3 (продавец по вышеуказанному договору купли-продажи), перезакреплен за рабочей совхоза ФИО2 в связи с куплей-продажей домовладения по <адрес>.
<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут брак между его родителями ФИО4 и ФИО2, а также за каждым из них признано право собственности по ? доле домовладения, расположенного в <адрес>, с указанием конкретных помещений, выделенных каждому из супругов, то есть фактически произведен и реальный раздел.
Решение суда в установленном законом порядке зарегистрировано в реестре БТИ под номером 1021 от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарное дело №.
Приказом по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом домовладения на основании решения <адрес> народного суда закреплен земельный участок в размере 0.04 га за отцом истца ФИО4 и в размере 0.04 га за матерью истца ФИО2 по адресу: <адрес>. Этим же Приказом произведен раздел земельного участка в натуре, то есть, реально, в связи с чем образовались два отдельных огороженных друг от друга по всему периметру земельных участка, которыми по отдельности владели бывшие супруги, споров по владению и пользованию выделенными земельными участками между ними в последующем никогда не возникало, как не имеется спора и в настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. После смерти матери истец, как единственный наследник по закону, обратился в нотариальную контору для принятия наследства, и ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, удостоверенное нотариусом ФИО6 и зарегистрированного в реестре за №-н/01-2023-3-923, на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Энем, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за ним произведена регистрация права собственности на унаследованное имущество в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, номер регистрации 01:05:0100021:77-01/030/2023-1, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
Однако при жизни мать истца ФИО2 не зарегистрировала право собственности на выделенный в натуре в результате раздела земельный участок под жилым домом, в связи с чем он вынужден обратиться в суд для включения этого имущества в наследственную массу после смерти матери. Указал, что его мать помимо жилого дома, фактически являлась собственницей и земельного участка, поскольку изначально приобрела его по возмездной сделке о купле-продаже домовладения на земельном участке, а в последующем земельный участок был ей выделен в натуре в результате раздела как самостоятельный объект.
Согласно письму нотариуса Тахтамукайского нотариального округа ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Также нотариус указал, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, выдать свидетельство о праве на наследство на указанный земельный участок не представляется возможным, и истцу рекомендовано обратиться в суд для включения земельного участка в наследственную массу и признании на него права собственности.
Считает, что Договор купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают право его матери ФИО2 на земельный участок, расположенный в <адрес>, и его следует считать собственностью матери.
После смерти матери он владеет и пользуется имуществом как своим собственным, содержит в надлежащем санитарно-техническом состоянии, несет бремя содержания имущества, произвел межевание земельного участка (его фактическая площадь составляет 643 кв.м.). Никаких претензий по этому поводу ниоткуда не поступало, других претендентов на имущество, а также споров относительно имущества не имеется. Земельный участок огорожен по всему периметру и в этих границах мать владела им при жизни единолично, а после ее смерти земельным участком в этих границах и в этом объеме владеет истец.
Просит включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок общей площадью 643 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, признать за собой право собственности на земельный участок общей площадью 643 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, в решении указать, что оно является основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации за права собственности на земельный участок в соответствующем регистрирующем органе.
В судебное заседание истец, его представитель не явились, заявлением просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация МО «Энемское городское поселение» в судебное заседание своего представителя не направила, равно как и возражений относительно заявленных требований, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки и размещения информации на сайте суда.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, согласно ст. ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положениями ч. 1 ст. 1110 ГК РФ предусмотрено, что при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Статьей 1111ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст. 1141 наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО2 приобрела домовладение, состоящее из жилого дома, расположенного на земельном участке мерой 0.08 га по адресу: <адрес>.
Приказом по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок размером 0.08 га в <адрес>, числившийся ранее за ФИО3 (продавец по вышеуказанному договору купли-продажи), перезакреплен за рабочей совхоза ФИО2 в связи с куплей-продажей домовладения по <адрес>.
<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут брак между родителями истца - ФИО4 и ФИО2, а также за каждым из них признано право собственности по ? доле домовладения, расположенного в <адрес>, с указанием конкретных помещений, выделенных каждому из супругов, то есть фактически произведен и реальный раздел.
Указанное решение суда зарегистрировано в реестре БТИ под номером 1021 от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарное дело №.
Приказом по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом домовладения на основании решения <адрес> народного суда закреплен земельный участок в размере 0.04 га за отцом истца - ФИО4 и в размере 0.04 га за матерью истца - ФИО2 по адресу: <адрес>.
Также указанным Приказом произведен раздел земельного участка в натуре, то есть, реально, в связи с чем образовались два отдельных огороженных друг от друга по всему периметру земельных участка, которыми по отдельности владели бывшие супруги, споров по владению и пользованию выделенными земельными участками между ними в последующем никогда не возникало. В настоящее время спора также не имеется, в опровержение этому доказательств не представлено, иного судом не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти.
После смерти матери истец ФИО1, как единственный наследник по закону, обратился в нотариальную контору для принятия наследства.
На основании поступившего в суд наследственного дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, удостоверенное нотариусом ФИО6 и зарегистрированное в реестре за №-н/01-2023-3-923, на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Энем, <адрес>.
Из Выписки из ЕГРН следует, что ДД.ММ.ГГГГ за истцом произведена регистрация права собственности на унаследованное имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, номер регистрации 01:05:0100021:77-01/030/2023-1.
Между тем при жизни мать истца - ФИО2 не зарегистрировала право собственности на выделенный ей в натуре в результате раздела земельный участок под жилым домом, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд для включения этого имущества в наследственную массу после смерти матери.
В соответствии с письмом нотариуса Тахтамукайского нотариального округа ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. При этом нотариус указал, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, выдать свидетельство о праве на наследство на указанный земельный участок не представляется возможным, в связи с чем истцу рекомендовано обратиться в суд для включения земельного участка в наследственную массу и признании на него права собственности.
После смерти матери истец владеет и пользуется имуществом как своим собственным, содержит в надлежащем санитарно-техническом состоянии, несет бремя содержания имущества, произвел межевание земельного участка (его фактическая площадь составляет 643 кв.м.), никаких претензий по этому поводу ниоткуда не поступало, других претендентов на имущество, а также споров относительно имущества не имеется. Указанное домовладение является постоянным местом жительства истца.
Из письменных материалов дела следует, что земельный участок огорожен по всему периметру, в указанных границах мать истца владела земельным участком при жизни единолично, а после ее смерти земельным участком в тех же границах и в том же объеме владеет истец.
Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок.
На основании п. 4 ст. 3 Закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № « О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки.
В силу п. 9.1 ( п. 9.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ) ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о том, что Договор купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ по совхозу «Адыгейский» № от ДД.ММ.ГГГГ являются документами, устанавливающими право матери истца ФИО2 на земельный участок, расположенный в <адрес>, и его следует считать собственностью матери истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Анализируя представленные доказательства, оценивая их в совокупности и с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению как основанные на законе и подтвержденные исследованными в судебном заседании доказательствами.
В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Энемское городское поселение» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности удовлетворить полностью.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок общей площадью 643 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО1 (паспорт 79 19 793970 выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>) право собственности на земельный участок общей площадью 643 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности за ФИО1 (паспорт 79 19 793970 выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>) на земельный участок общей площадью 643 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО10