Дело 12-27/2023
УИД18RS0029-01-2023-000567-15
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
18 декабря 2023 года с. Юкаменское, Удмуртская Республика
Судья Юкаменского районного суда Удмуртской Республики Баталова М.Ю.,
при секретаре Чураковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Курбатова Александра Владимировича на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2023,
УСТАНОВИЛ:
Курбатов А.В. обратился в суд с жалобой на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики», указывая при этом, что 30.10.2023 указанным определением было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по п.3 ст.11.2 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, из-за отсутствия субъекта правонарушения. Заявитель указал, что отказ в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием обязанностей в правилах благоустройства территории МО «Муниципальный округ Юкаменский район УР» №156 от 26.05.2022 проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении, пользовании, а также на прилегающей территории, является незаконным и необоснованным. Ссылаясь на ст.42 Земельного кодекса РФ, п.п. 3 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ указал, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз.2 п.1 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ не является препятствием для распоряжения ими. Исходя п.2 ст.3.3. указанного ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименнованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абз.4). Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. Таким образом, обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями кустарниками, сорными растениям, сохранению достигнутого уровня мелиорации соответственно и ответственность за неисполнения таких обязанностей возлагается на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район УР». Также заявитель указывает, что Администрацией МО «Муниципальный округ Юкаменский район УР» нарушено его право на защиту, поскольку он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения его заявления. Кроме того, указывает, что лицом, привлекаемым к административной ответственности является Администрация в лице главы Б.К.Н., который является одним из двух лиц, утвердивших порядок формирования административной комиссии и состав административной комиссии, что свидетельствует о наличии конфликта интересов, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Заявитель просит определение Административной комиссии МО «Муниципальный округ Юкаменский район УР» об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2023 года отменить.
В судебное заседание заявитель Курбатов А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения его жалобы, в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Административной комиссии муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики», извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Административной комиссии муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики».
Изучив жалобу Курбатова А.В., материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Определением от 31.10.2023 Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.11.2 Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. В указанном определении указано, что 08.08.2023 в Административную комиссию муниципального образования «муниципальный округ Юкаменский район УР» поступило сообщение от 07.08.2023 из Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республики и Пермскому краю о направлении обращения Курбатова А.В. по факту зарастания борщевиком Сосновского между земельными участками с кадастровым номером № и №, по адресу: Удмуртская Республика, Юкаменский район, д. Тутаево. Определение мотивировано тем, что в правилах благоустройства территории муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» от 26.05.2022 №156 не определены обязанности физических и юридических лиц проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении, пользовании, а также на прилегающей территории.
Из протокола о рассмотрении материалов об административном правонарушении № 15 от 31.10.2023 следует, что при рассмотрении были оглашены материалы дела, решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 22.09.2023, пояснение Подсезерцева А.В., Правила благоустройства территории муниципального образования «муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики». По результатам рассмотрения материалов проверки комиссией принято решение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении по п.3 ст.11.2 Закона УР от 13.10.2011 №57-РЗ «Об административных правонарушениях» по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Обращением Курбатова А.В. от 12.04.2023 Главе МО «Муниципальный округ Юкаменский район УР» установлено, что заявитель просит принять меры по борьбе с борщевиком Сосновского на участке местности, указанном на скриншоте публичной кадастровой карты, который приложен к обращению.
На указанное обращение от 12.04.2023 Первым заместителем Главы Администрации МО «Муниципальный округ Юкаменский район УР» дан ответ 12 мая 2023 года. К данному ответу приложена копия выписки из протокола схода граждан д. Тутаево от 03.02.2023.
Согласно письму Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республики и Пермскому краю обращение Курбатова А.В. по факту зарастания борщевиком Сосновского между земельными участками с кадастровым номером № и №, по адресу: Удмуртская Республика, Юкаменский район, д. Тутаево направлено в административную комиссию при Администрации Юкаменского района для рассмотрения.
09 августа 2023 года определением Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.11.2 Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На указанное определение Подсезерцевым А.В. была подана жалоба, рассмотрев которую, Юкаменский районный суд Удмуртской Республики решением от 22.09.2023 определение Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» от 09.08.2023 отменил, дело направил на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» внесено обжалуемое в настоящее время определение от 31.10.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении перечислены в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В данной норме указано, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в случае отсутствия состава административного правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ указано, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности:
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2);
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 КоАП РФ) (п. 3).
Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как разъясняется в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2021 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.С. Яковенко", связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
В этом же Постановлении сказано, что, например, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. Однако этот порядок не распространяется на случаи, когда уполномоченное должностное лицо в ходе рассмотрения обращения установит, что в нем отсутствуют данные, указывающие на наличие события конкретного административного правонарушения (т.е. информация, которая объективно может свидетельствовать о событии административного правонарушения и может быть проверена), или обращение направлено должностному лицу, не уполномоченному возбуждать дела о соответствующем виде административных правонарушений. В таких случаях должностное лицо, рассмотревшее обращение, принимает по нему решение в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевой природой обращения.
По обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п.3 ст. 11 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» от 13 октября 2011 года N 57-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований мероприятий по удалению борщевика Сосновского (механическим, химическим или агротехническим способом) с земельных участков, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из общих принципов осуществления правосудия, а также гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту и обжалование, лицу, по жалобе которого состоялся акт, не может быть отказано в реализации права на обжалование этого акта.
Оспариваемое определение от 31.10.2023 не содержит указание на дату, время административного правонарушения. Материалы дела также не содержат сведений, что при вынесении данного определения административной комиссией были предприняты меры для определения времени совершения правонарушения, сбора дополнительных доказательств по указанному материалу, установления иных обстоятельств по делу. Событие указанного правонарушения в оспариваемом акте не описано с учетом диспозиции п.3 ст. 11 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».
Неустановление административным органом сведений о дате правонарушения не позволило административной комиссии решить вопрос об истечении срока, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Таким образом, выводы административной комиссией МО «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» сделаны преждевременно без полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Отсутствие оснований для проведения дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий по факту, в том числе для проведения административного расследования не является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении. Без надлежащего исследования обозначенных в обращении (сообщении, заявлении) данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу приведенных выше положений статьи 28.1 названного кодекса сообщение, заявление, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, подлежат проверке и рассмотрению должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, в том числе поступившие из органов местного самоуправления материалы, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Иное не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исследование и рассмотрение содержащихся в сообщении, заявлении данных о наличии события административного правонарушения может быть осуществлено не только посредством проведения внеплановой проверки, но и в ином установленном законом порядке.
При поступлении сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо административного органа не лишено возможности, в том числе в соответствии с положениями статей 28.7, 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении с проведением административного расследования и установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Системный анализ положений пункта 1 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1, части 1 статьи 28.9 и статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено административным органом лишь в том случае, если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, являются очевидными и не подлежат установлению и доказыванию в ходе производства по делу. В частности, отсутствие события административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале).
В том случае, если отсутствие события или состава административного правонарушения не является очевидным, административный орган обязан проверить данные обстоятельства в ходе производства по делу об административном правонарушении с использованием процессуальных полномочий, которыми Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделяет административный орган.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2023 года № 67-АД23-4-К8.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что определение от 31.10.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное Административной комиссией муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики», подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
определение Административной комиссии муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район Удмуртской Республики» от 31.10.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по п.3 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики «Об административных правонарушениях» отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Жалобу Курбатова Александра Владимировича удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения копии решения через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Баталова М.Ю.