Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1545/2019 ~ М-1150/2019 от 30.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 августа 2019 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1545/2019 по административному исковому заявлению Кирюшиной Ю.Г. об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,

с участием представителя Кирюшиной Ю.Г. по доверенности Петрушовой Е.Н.,

у с т а н о в и л:

Кирюшина Ю.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 1 606 249 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 485 439 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 706 639 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 019 704 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 340 632 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 15 499 834 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 667 478 руб..

В обоснование заявленных требований Кирюшина Ю.Г. указала, что является собственником вышеуказанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая ее права и обязанности как плательщика налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Петрушова Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Кирюшиной Ю.Г. на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания:

нежилое здание с кадастровым номером площадью 63,0 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 100,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 84,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 149,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 179,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 163,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

нежилое здание с кадастровым номером площадью 1778,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных нежилых зданий определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 определена в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 1 920 219,96 руб., нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 40 515 957,87 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 3 407 650,14 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 2 298 341,57 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 4 079 613,23 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 3 719 714,35 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 1 435 039,83 руб..

В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий и считая свои права нарушенными, 30 июля 2019 года с пропуском срока Кирюшина Ю.Г. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 3 июля 2019 года независимым оценщиком ФИО1

Указанным отчетом рыночная стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 24 июля 2013 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 606 249 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 485 439 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 706 639 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 019 704 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 340 632 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 15 499 834 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 667 478 руб..

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий.

Как следует из отчета об оценке, объектом капитального строительства являются здания и домики для функционирования турбазы в летний период. Нахождение рыночной стоимости объекта оценки в нижнем ценовом диапазоне цен предложений обусловлено периодичностью использования базы отдыха только в летний период, долгое время объекты не эксплуатировались- текущий и капитальный ремонт не проводился.

Для оценки оценщик применил затратный подход, от применения сравнительного и доходного подходов отказался, поскольку рынок продажи объектов, сопоставимых по функциональному использованию с оцениваемым, в Самарской области недостаточно развит.

Расчет величины рыночной стоимости нежилых зданий в рамках затратного подхода приведен на страницах 19-27 отчета.

Согласовав результаты, полученные в результате затратного подхода, оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости нежилых зданий в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 606 249 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 485 439 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 706 639 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 019 704 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 1 340 632 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 15 499 834 руб., нежилого здания с кадастровым номером - в размере 667 478 руб..

Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенного в рамках выбранного оценщиком подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых зданий является достоверной.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 30 июля 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Кирюшиной Ю.Г. удовлетворить.

Восстановить Кирюшиной Юлии Геннадьевне пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 179,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 606 249 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 63 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 485 439 руб..

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 163,3 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский р-н, северо-восточнее здания котельной (лит. А 1) на территории базы отдыха «Островок» на полуострове Копылово, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 706 639 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 100,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 019 704 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 149,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 340 632 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 1778,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 15 499 834 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 84,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 667 478 руб.

Датой обращения Кирюшиной Ю.Г. в суд считать 30 июля 2019 года

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.

3а-1545/2019 ~ М-1150/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кирюшина Ю.Г.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.07.2019Регистрация административного искового заявления
30.07.2019Передача материалов судье
31.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.10.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.10.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее