Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2024 ~ М-3/2024 от 12.01.2024

Дело № 2-53/2024

89RS0009-01-2024-000003-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2024 года                                                       с. Красноселькуп

Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Аликиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Патраваеве Ю.А.,

с участием истца и.о.прокурора Красноселькупского района Скоробогатова А.Б.,

представителя ответчика Администрации Красноселькупского района И., действующего по доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Красноселькупского района, ООО «Ямал-Энерго», ООО Агрофирма «Толькинская» об устранении нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноселькупского района ЯНАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований, к Администрации Красноселькупского района, ООО «Ямал-Энерго», ООО Агрофирма «Толькинская» об устранении нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности. В обоснование доводов иска указал, что Парк ГСМ, расположенный в с.Толька, является объектом муниципального имущества, который сдается в аренду юридическим лицам. В тоже время данный объект является стратегически важным для с.Толька, так как на указанном объекте расположены емкости для хранения горючего топлива, которое в том числе обеспечивает весь поселок его запасами. Кроме того, с учетом климатических условий района Крайнего Севера в зимний период, в указанных емкостях также хранится запас топлива для обеспечения бесперебойного отопительного сезона. В ходе проверки Базы ГСМ установлены нарушения закона, поскольку при эксплуатации склада ГСМ не исполняются требования Приказа Ростехнадзора № 529 от 15.12.2020 года, которым утверждены «Правила промышленной безопасности складов и нефтепродуктов». Так, в нарушение п.198 Правил, заземлители, токоотводы периодическому контролю один раз в 5 лет не подвергались, вскрытию и проверке на поражение их коррозией не проверяются, результаты проведенных проверок и осмотров в паспорт молниезащитного устройства и в журнал учета состояния молниезащитных устройств не вносятся ввиду их отсутствия. Данное нарушение до настоящего времени не устранено. Спорный объект арендуется ООО «Агрофирма Толькинская», которая по своему профилю не имеет лицензии для осуществления деятельности в области промышленной безопасности и самостоятельно не сможет устранить выявленные нарушения закона для надлежащего функционирования стратегического объекта. Просит обязать солидарно Администрацию Красноселькупского района, ООО «Ямал-Энерго», ООО Агрофирма «Толькинская» устранить нарушения законодательства о промышленной и пожарной безопасности на объекте Парка ГСМ, расположенного в с.Толька, путем вскрытия и проверки заземлителей и токоотводов на поражение их коррозией, результаты проведенных проверок и осмотров занести в паспорт молниезащитного устройства в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец и.о.прокурора Красноселькупского района Скоробогатов А.Б., действующий в интересах неопределенного круга лиц, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом внесенных уточнений, настаивал по изложенным в исковом заявлении доводам. Дополнительно пояснил, что поскольку ООО Агрофирма «Толькинская» по договору субаренды передала объект Парк ГСМ в пользование и владение ООО «Ямал-Энерго» на незначительный срок, то обязанность по устранению указанных нарушений также следует возложить на ООО «Ямал-Энерго» как фактического пользователя объекта.

Представитель ответчика И. в судебном заседании наличие установленных нарушений не оспаривал, вместе с тем указал, что спорный объект является муниципальной собственностью, при этом учредителем ООО Агрофирма «Толькинская» и ООО «Ямал-Энерго» является Администрация района, то в большей части затраты на устранение выявленных нарушений будет нести Администрация района за счет бюджетного финансирования. 23.01.2023 года объект был передан во временное владение и пользование ООО Агрофирма «Толькинская» по договору аренды на срок до 22.01.2026 года. О наличии заключенного договора субаренды между ООО Агрофирма «Толькинская» и ООО «Ямал-Энерго» Администрации известно не было. Просит предоставить разумный срок для устранения нарушений. Кроме того, полагал возможным прекратить производство по делу, поскольку ранее Красноселькупским районным судом было постановлено решение в 2020 году, которым на ООО «Ямал-Энерго» и Администрацию района была возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной и промышленной безопасности.

Представитель ответчика ООО Агрофирма «Толькинская» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, возражений не представил (л.д.110).

Представитель ответчика ООО «Ямал-Энерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее предоставил суду возражение на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела. В обоснование доводов возражений указал, что заземлители, токоотводы периодическому контролю, вскрытию и проверке их на поражение коррозией не подвергались по причине отсутствия проектной документации, содержащей тип и схему размещения устройств молниезащиты, паспорт молниезащитного устройства также отсутствует. Между тем, полагает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку устранение указанных нарушений не подпадает под перечень обязанностей у ООО «Ямал-Энерго» как арендатора, указанных в договоре аренды, заключенного с ООО Агрофирма «Толькинская» (л.д.76-77, 98-99).

Суд, в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие соответчиков ООО «Ямал-Энерго» и ООО Агрофирма «Толькинская».

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Как следует из материалов дела, База горюче-смазочных материалов, назначение: производственное, инвентарный номер 0830, площадь: застроенная - 946,42 кв.м., адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с. Толька, ул. Лесная, Промбаза ОАО «Пурнефтегазгеология» (подбаза ИТ-19), кадастровый (условный) номер объекта 89:07:020101:0004:0830, находится в собственности Муниципального образования Красноселькупский район, на основании договора № 43 ПМ о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность Красноселькупского района от 27.03.2007, зарегистрирован 10.11.2007 за № 89-72-33/040/2007-053, что подтверждается свидетельством о праве серии 72 НК № 734869 от 13.12.2007 (л.д.9).

По договору аренды № 03-09/22 от 22.06.2020 Администрацией Красноселькупского района База ГСМ передавалась во временное владение и пользование ООО «Ямал-Энерго» за плату на срок с 22.06.2020 по 21.06.2023.

Однако, 06.12.2022 года между УМИ Администрацией Красноселькупского района и ООО «Ямал-Энерго» заключено Соглашение о расторжении указанного договора аренды.

Далее, по договору аренды № 03-09/02 от 23.01.2023 муниципальное имущество – указанная База ГСМ в с. Толька Красноселькупского района передана во временное владение и пользование ООО Агрофирма «Толькинская» за плату на срок с 23.01.2023 по 22.01.2026 года. Указанное муниципальное имущество передано по акту приема-передачи от 23.01.2023 (л.д.10-17).

09.01.2024 года спорный объект - База ГСМ в с. Толька Красноселькупского района был передан во временное владение и пользование за плату на срок с 01.01.2024 по 30.11.2024 года по договору аренды № 45-ГСМ от 09.01.2024 года, заключенному между ООО Агрофирма «Толькинская» (арендодатель) и ООО «Ямал-Энерго» (арендатор). Указанное муниципальное имущество передано по акту приема-передачи от 09.01.2024 года, без письменного разрешения собственника муниципального имущества – Администрации Красноселькупского района (л.д.26-103).

Согласно Акта заместителя прокурора Красноселькупского района Камалтынова Т.В. от 20.04.2023 года, им проведена проверка Парка ГСМ, расположенного в с.Толька на предмет соблюдения требований пожарной и промышленной безопасности (л.д.18-21).

В ходе проведенной проверки было установлено, что Парк ГСМ (База ГСМ), расположенный в с.Толька является стратегически важным объектом для с.Толька, так как на нем расположены емкости для хранения горючего топлива, которые в том числе обеспечивают весь поселок его запасами. Кроме того, с учетом климатических условий района Крайнего Севера в зимний период в указанных емкостях также хранится запас топлива для обеспечения бесперебойного отопительного сезона.

Кроме того, были установлены нарушения закона требований пожарной и промышленной безопасности, в том числе: заземлители, токоотводы периодическому контролю один раз в 5 лет не подвергались, вскрытию и проверке на поражение их коррозией не проверяются, результаты проведенных проверок и осмотров в паспорт молниезащитного устройства и в журнал учета состояния молниезащитных устройств не вносятся ввиду их отсутствия.

20.04.2023 за исх. № 07-03-2023 и.о. прокурора Красноселькупского района Камалтыновым Т.В. Главе Администрации Красноселькупского района внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.22-27).

В ответ на представление, Администрация района направила в адрес зам.прокурора уведомление от 18.05.2023 года, из которого следует, что в целях устранения нарушений «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» и правил пожарной безопасности организацией ООО «Проммаш тест» в 2020 году было выполнено диагностирование сооружений парка ГСМ в с.Толька Красноселькупского района, по результатам которого подготовлены технические отчеты. Для полного устранения нарушений требований правил промышленной и пожарной безопасности необходима разработка проектной документации. Кроме того, в 2022 году ООО «Ямал-Энерго» был разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который частично им был исполнен (л.д.28).

Из ответа Управления ЖКХ, Транспорта и связи Администрации Красноселькупского района от 28.01.2024 года следует, что арендатором объекта «Парк ГСМ в с.Толька» ООО «Ямал-Энерго» устранены частично ранее выявленные нарушения промышленной и пожарной безопасности, вместе с тем заземлители, токоотводы периодическому контролю, вскрытию и проверке их на поражение коррозией не подвергались по причине отсутствия проектной документации, содержащей тип и схему размещения устройств молниезащиты, паспорт молниезащитного устройства также отсутствует (л.д.52-54).

Аналогичная информация отражена в ответе ООО «Ямал-Энерго» от 19.01.2024 года (л.д.61-64).

Постановлением главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Северо-Уральского управления Ростехнадзора Н. № 142-57-10-2020 от 28.12.2020, оставленным без изменения решением Красноселькупского районного суда от 18.03.2021 года по делу № 12-5/2021 года, юридическое лицо – ООО «Ямал-Энерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе за нарушение п. 3.3.6 указанных Правил (действовавших на момент совершения правонарушения).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно п. 1 приложения № 1 к вышеуказанному Федеральному закону, к категории опасный производственных объектов относятся в том числе и объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие веществе - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего ФЗ)

Согласно приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 г. N 529 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов":

- п.198, заземлители, токоотводы подвергаются контролю, вскрытию и проверке на поражение их коррозией не реже одного раза в 5 лет. Вскрытие и проверка заземлителей и токоотводов на поражение их коррозией осуществляется выборочно в зависимости от коррозионной активности грунтов в объеме, установленном проектной документацией (документацией на техническое перевооружение). Результаты проведенных проверок и осмотров заносят в паспорт молниезащитного устройства.

Согласно представленных доказательств и объяснений сторон в процессе, к дате рассмотрения дела, допущенные нарушения в виде отсутствия периодического контроля путем вскрытия и проверки заземлителей и токоотводов, отсутствия паспорта молниезащитных устройств, не устранены.

Таким образом, поскольку наличие нарушения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта и обязанность его устранения не оспариваются, требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Администрации района о тождественности предъявленных требований ранее рассмотренным судом между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, и необходимости применения положений абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, подлежат отклонению в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что в рамках гражданского дела № 2-179/2020 находящегося в производстве Красноселькупского районного суда рассматривались исковые требования прокурора Красноселькупского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ямал-Энерго» и Управлению муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района о возложении обязанности обеспечить пожарную и промышленную безопасность склада горюче-смазочных материалов.

Вступившим в законную силу решением суда от 28.12.2020 года исковые требования были удовлетворены.

Вместе с тем, в рамках настоящего гражданского дела истцом заявлены требования, с учетом уточненного заявления от 02.05.2024 года, об устранении нарушения законодательства о промышленной и пожарной безопасности на спорном объекте путем вскрытия и проверки заземлителей и токоотводов на поражение их коррозией, результаты проведенных проверок и осмотров занести в паспорт молниезащитного устройства, которые не являлись предметом рассмотрения ранее разрешенного спора.

При таких обстоятельствах, поскольку предмет вновь заявленного иска отличен от предмета иска, по которому ранее было принято решение по делу № 2-179/2020, довод стороны ответчика о тождественности исков является неверным.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Вопросы обеспечения промышленной безопасности заключенными между ответчиками договорами аренды не разрешены, в связи с чем обязанность по устранению нарушений требований промышленной безопасности должна быть возложена солидарно как на собственника, так и на пользователей данного объекта в целях его эксплуатации.

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства (п. 1).

Довод представителя ответчика ООО «Ямал-Энерго» о том, что Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельным, поскольку как видно из дела, ООО «Ямал-Энерго» в отношении спорного имущества очевидно и явно облекло свои действия в такую форму, которая обуславливает его наделение правомочиями именно по эксплуатации спорного опасного производственного объекта на срок по 30.11.2024 года, что следует из договора аренды.

Кроме того, доказательств подтверждающих, что спорное имущество выбыло из обладания ООО «Ямал-Энерго» в установленном законном порядке, либо подменяющих определенные судом субъекты ответственности, не усматривается.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений требований промышленной безопасности на объекте, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта подлежит исполнению в солидарном порядке как собственником, так и арендаторами ООО Агрофирма «Толькинская», ООО «Ямал-Энерго», являющимися пользователями, с учетом сроков временной эксплуатации арендованного имущества.

Принимая во внимание необходимость соблюдения прав неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, суд полагает, что заявленный прокурором срок – три года с момента вступления решения суда в законную силу разумным, позволяющим при необходимой активности выполнить весь комплекс мероприятий по устранению указанных нарушений требований промышленной безопасности.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать солидарно Администрацию Красноселькупского района, ООО «Ямал-Энерго», ООО Агрофирма «Толькинская» устранить нарушения законодательства о промышленной и пожарной безопасности на объекте Парка ГСМ, расположенного в с.Толька, путем вскрытия и проверки заземлителей и токоотводов на поражение их коррозией, результаты проведенных проверок и осмотров занести в паспорт молниезащитного устройства в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                                                  Н.А.Аликина

Решение в окончательной форме принято 06 мая 2024 года.

2-53/2024 ~ М-3/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Красноселькупского района
Ответчики
Администрация Красноселькупского района
Другие
ООО Агрофирма "Толькинская"
ООО Ямал Энерго
Суд
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Аликина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
krasnoselkupsky--ynao.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
07.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее