Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №2-5176/2024
г. Тюмень 29 мая 2024 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Слюсарева А.А.,
при секретаре Поступинской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ушаковой А.Р. к Департаменту социального развития Тюменской области, отделу по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района об обязании включить в список по новому месту жительства, признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в список по новому месту жительства (Тюменская область, г. Тюмень), мотивируя требования тем, что она является лицом из числа детей – сирот и была включена в список по обеспечению жилым помещением в <данные изъяты> области, после чего изменила место жительства на г. Тюмень, однако ответчики отказали во включении в указанные списки по новому месту жительства. С данным решением истица не согласна.
Истица Ушакова А.Р. в суд не явилась, ее представитель в суде иск поддержал.
Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Полянская Я.С. в судебном заседании возражала против иска.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ушакова (Ошкукова) А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения родителей.
Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <данные изъяты> области. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена.
В настоящее время Ушакова А.Р. переехала на постоянное место жительства в г. Тюмень, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тюменской области.
Решением отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Ушаковой А.Р. о
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 30.1 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляемых жилых помещений в Тюменской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.3 ст. 24 Закона Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственным полномочием: по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты); по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
Доводы стороны ответчика о том, что на основании пунктов 23, 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года №397 отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса и принятия решения об исключении из списка по прежнему месту жительства на территории <данные изъяты> области, так как данная возможность предусмотрена только для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства до достижения возраста 18 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 23 названных выше Правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Пункт 24 Правил устанавливает требования к содержанию заявления об исключении из списка.
Принимая вышеуказанное решение, суд исходит из того, что изменение места жительства лица из числа указанных в Законе №159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон №159-ФЗ, ни Правила не содержат. Напротив, пунктом 9 статьи 8 Закона №159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
С учетом указанных положений, суд приходит к выводу о том, что смена постоянного места жительства не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 18 лет, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию указанным лицам мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ушаковой А.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Ушакову А.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по новому месту жительства (Тюменская область, г. Тюмень).
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2024 г.
Судья: Слюсарев А.А.