Дело № 12-16/2023
Р Е Ш Е Н И Е
с. Исянгулово 15 марта 2023 года.
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишдавлетовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш. Р. на постановление мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району РБ от 13 декабря 2022 года,
у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району РБ от 13 декабря 2022 года должностное лицо – директор ООО «Фасилити Групп» Кусябаев Ш.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Должностное лицо Кусябаев Ш.Р., не согласившись с указанным постановлением, подал на него жалобу, где указал, что постановлением не согласен. Суду было заявлено ходатайство о направлении дела к мировому судье по Кармаскалинскому району по месту жительства, в удовлетворении которого отказано с целью защиты интересов потерпевшей стороны. Суд также не дал правовую оценку дополнительному соглашению между заказчиком и подрядчиком о продлении срока выполнения работ, на переписку между ними, из которых следует, что подрядчик по вине заказчика не может своевременно сдать результаты работ заказчику. Не принято во внимание показание директора МАУ ДО «Детской школы искусств им. С.Абдуллина» Хасановой Г.Д. о том, что контракт подрядчиком был выполнен; все, что в смете заложено, подрядчиком выполнено; ДД.ММ.ГГГГ контракт расторгли, т.к. объем весь был выполнен. Просил отменить постановление мирового судьи за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и дело производством прекратить.
В судебном заседании Кусябаев Ш.Р. жалобу поддержал, по указанным в ней основаниям.
Представитель Кусябаева Ш.Р. – Аранцев И. А. в судебном заседании жалобу поддержал и просил ее удовлетворить по указанным в ней основаниям, указывая, что вины Кусябаева Ш. Р. в том, что работы не были выполнены в срок, нет.
В судебном заседании потерпевшая сторона – директор МАУ ДО «ДШИ им. С.Абдуллина» - Хасанова Г.Д. показала, что муниципальный контракт от 05.03.2022 г. был расторгнут 29.11.2022г.; по состоянию на 25.09.2022 г., в срок, указанный в доп.соглашении, работы в полном объеме исполнены не были, оставшаяся часть работ была произведена другими подрядными организациями в порядке отдельно заключенных договоров, в связи с чем ДШИ начала свою работу позже установленного срока, посещение детей началось после 10.11.2022 г.; со стороны ООО «Фасилити групп» были попытки расторгнуть контракт, в летний период не проводились вообще, хотя помимо основных работ имелись другие работы, которые их рабочие могли выполнять, не приостанавливая работы.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заместителя прокурора Исхакова А. Г., полагавшего о законности постановления мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району РБ 13 декабря 2022 года, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 п.п. 8 и п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, кроме того, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оцениваются судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а так же с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.10.2022 директором ООО «Фасилити Групп» является Кусябаев Ш.Р.Согласнорешению .... от ДД.ММ.ГГГГ Кусябаев Ш. Р. назначен директором ООО «Фасилити Групп» с 17.10.2017 г.
Мировой судья пришел к выводу о том, что Кусябаевым Ш.Р., будучи директором ООО «Фасилити Групп», допущено бездействие, выразившееся в нарушении сроков завершения работ на выполнение работ по капитальному ремонту МАУ ДО «ДШИ им. С.Абдуллина» муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан, что создает угрозу невозможности завершения работ по контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями, а также срыва мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Культура».
Его виновность подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- постановлением и.о. прокурора Зианчуринского района Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.10.2022 года, согласно которому в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш.Р. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- решением о проведении проверки от 17.10.2022 года N 54 в отношении деятельности ООО «Фасилити Групп» на предмет проверки исполнения муниципального контракта в рамках национального проекта «Культура»;
- актом о результатах проверки от 19.10.2022 г.;
- письменными объяснениями директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш.Р. от 19.10.2022 г.;
- копией муниципального контракта .... от
ДД.ММ.ГГГГ;
-копией дополнительного соглашения .... от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту .... от ДД.ММ.ГГГГ;
-копией дополнительного соглашения .... от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту .... от ДД.ММ.ГГГГ;
-копией дополнительного соглашения .... от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту .... от ДД.ММ.ГГГГ;
- копиями претензий МАУ ДО «Детская школа искусств имени С.Абдуллина» о принятии мер по ускорению строительных работ, принятии мер по устранению выявленных недостатков при выполнении строительных работ, о нарушении срока исполнения работ, и права о начислении пени за просрочку исполнения обязательств;
- копиями актов о приемке выполненных работ;
- копией дополнительного соглашения .... от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении муниципального контракта .... от ДД.ММ.ГГГГ.
Вина должностного лица директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш.Р. состоит в том, что юридическое лицо, имея реальную возможность для завершения работ к предусмотренному государственным контрактом сроку, не выполнил условия государственного контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела, между Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств им. С.Абдуллина» муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан (далее - МАУ ДО «ДШИ им. С. Абдуллина») и ООО «Фасилити Групп» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт .... на выполнение работ по капитальному ремонту МАУ ДО «ДШИ им. С.Абдуллина» муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрены сроки выполнения работ, определены сторонами: завершение выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом, осуществляется Подрядчиком в срок: не позднее «15» августа
2022 года.
Дополнительным соглашением от 09.08.2022 №2 срок выполнения работ изменен и установлено, что завершение выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом, осуществляется Подрядчиком в срок: не позднее
«25» сентября 2022 года.
Согласно части 2 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований-в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 432, 766 ГК РФ о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного Кодекса.
Статьей 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливаются принципы контрактной системы в сфере закупок, которые основываются на открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулировании инноваций, единстве контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля
2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95.
При этом временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена п. 1 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО «Фасилити Групп», директором которого является Кусябаев Ш.Р., в срок до 25 сентября 2022 не выполнило в полном объеме обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом
.... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту МАУ ДО «ДШИ им. С.Абдуллина» муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан, и дополнительным соглашением .... от 09.08.2022г. к муниципальному контракту.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Фасилити Групп» является Кусябаев Ш.Р..
Из решения .... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кусябаев Ш. Р. назначен директором ООО «Фасилити Групп» с ДД.ММ.ГГГГ, который ответственный за деятельность ООО «Фасилити Групп», в том числе, в части исполнения обязательств по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
Оценив все исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об установлении и доказанности факта административного правонарушения и вины директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как юридическим лицом допущено бездействие, повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. Квалификация является верной и изменению не подлежит.
Доводы должностного лица и его защитника, данные в судебном заседании 29.11.2022 г. о том, что работы по контракту не выполнены в срок, установленный контрактом, поскольку имелась необходимость выполнения дополнительных работ, без выполнения которых исполнение контракта не представлялось возможным,
ООО «Фасилити Групп» предпринимала попытку расторжения контракта в одностороннем порядке, в результате которого выполнение работ на объекте были приостановлены на месяц, нарушение сроков и неисполнение контракта в установленные сроки допущены не по вине ООО «Фасилити Групп», в связи с чем отсутствует вина в совершении правонарушения, не могут являться основанием для освобождения Кусябаева Ш.Р. от административной ответственности, поскольку, на момент проведения прокурорской проверки, в установленные сроки, работы по муниципальному контракту не выполнены.
При заключении муниципального контракта Кусябаев Ш.Р., являясь директором ООО «Фасилити Групп», соглашаясь с установленными в контракте условиями, обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие правовые последствия, а также соизмерить объем работ и сроки, отведенных для их исполнения. Кусябаевым Ш.Р., как должностным лицом ООО «Фасилити Групп» - исполнителя муниципального контракта - этого сделано не было.
Нарушение сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, заключенного в рамках исполнения государственных (муниципальных) программ влечет причинение существенного вреда государственным (муниципальным) интересам независимо от сроков просрочки исполнения контракта. В связи с чем, подрядчик должен не только оценить риски исполнения контракта, гарантированного оплатой государственным заказчиком, но и оценить все возможности, связанные с его исполнением.
Доводы жалобы о том, что работы по контракту не выполнены в срок, установленный контрактом, поскольку имелась необходимость выполнения дополнительных работ, без выполнения которых исполнение контракта не представлялось возможным, были предметом рассмотрения мирового судьи, ему дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в постановлении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспариваемого постановления мирового судьи суд не находит.
Суд считает, что административное наказание назначено директору ООО «Фасилити Групп» с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Рассматривая частную жалобу на определение суда от 29 ноября 2022 г. суд приходит к следующему.
Определением судьи от 12 декабря 2022 года жалоба с ходатайством о восстановлении срока обжалования, поданная частная жалоба Кусябаевым на определение мирового судьи от 29 ноября 2022 года оставлена без рассмотрения и возвращена. В этом же определении судьи указано, что требования жалобы в части отмены определения мирового судьи не подлежат рассмотрению в апелляционном порядке, поскольку самостоятельно не обжалуются, а изложенные в ней доводы могут быть указаны в жалобе на акты, принятые по существу рассматриваемого дела.
Суд считает, что определение мирового судьи от 29 ноября 2022 г., которым было отказано в ходатайстве Кусябаева Ш. Р., о направлении материалов административного дела по месту его жительства, соответствует закону. Так, местом заключения муниципального контракта является <адрес>, <адрес>, местом исполнения контракта является <адрес>, соответственно местом совершения административного правонарушения является <адрес> Башкортостан.
Мировой судья пришел к выводу, что удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, могло повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту.
Так, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодеса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.
Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району РБ от 13 декабря 2022 года в отношении должностного лица – директора ООО «Фасилити Групп» Кусябаева Ш. Р. по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Г.Р.Ишдавлетова