Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-145/2023 ~ М-168/2023 от 26.06.2023

45RS0016-01-2023-000257-86

Дело № 2-145/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Половинное, Половинский район,               17 июля 2023 г.

Курганская область

Половинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Садыковой Э.М.,

при секретаре судебного заседания Курочкиной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что Прокуратурой района проведен анализ соблюдения администрацией Половинского муниципального округа требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого выявлены нарушения, требующие принятия мер по их устранению. Установлено, что на территории Половинского муниципального округа протяженность сетей теплоснабжения, находящаяся в муниципальной собственности, составляет 4 457 м., из них ветхих сетей и сетей, требующих замены - 460 м., наличие которых создает угрозу возникновения техногенных аварий, нарушения прав граждан на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества. Так, в ненадлежащем состоянии находятся сети теплоснабжения, протяженностью 460 м., расположенные в с. Сумки, Половинский район, Курганская область, кадастровый номер <номер скрыт>.     Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципальных округов относится организация электро-, тепло-, газо- и водо- снабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципальных округов относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ). В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории муниципального образования, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности. Наличие участков тепловых сетей в неудовлетворительном состоянии не позволяет обеспечить надежное теплоснабжение потребителей, в связи с чем, они подлежат ремонту. Безаварийное прохождение отопительного сезона является одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления, так как любая авария в системе теплоснабжения может привести к прекращению теплоснабжения жилых помещений, а также объектов социальной сферы, что, в свою очередь, неизбежно повлечет нарушение конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг. Ссылаясь на положения п. 1 ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 6, ч. 5 ст. 20, п. 17 ст. 2 Закона № 190-ФЗ, пп. «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, утвердившего Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (п. 6.2.1, п. 6.2.25), п. 1, п. 2 ст. 209, ст. 210, ст. 12 ГК РФ, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать Администрацию Половинского муниципального округа провести капитальный ремонт тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, протяженностью 460 м., расположенные в с. Сумки, Половинский район, Курганская область, кадастровый номер <номер скрыт>, в срок до 01.09.2025.

Представитель истца – заместитель прокурора Половинского района Курганской области Нурпиисова М.Ж. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Половинского муниципального округа Курганской области Лубянова М.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что на ремонт тепловых сетей, расположенных по адресу: Курганская область, Половинский район, с. Сумки, протяженностью 460 м, будут выделены денежные средства; срок, указанный в исковом заявлении, будет достаточен для их исполнения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положения приведенных норм предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Этот принцип получил свое развитие в ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 4, п. 4.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Кроме того, согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 4, п. 5 и п. 11 ч. 1 ст. 6 Устава Половинского муниципального округа Курганской области, к вопросам местного значения Половинского муниципального округа Курганской области относится организация в границах Половинского муниципального округа Курганской области электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Половинского муниципального округа Курганской области.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения. При этом под надежностью теплоснабжения понимается такая характеристика состояния системы теплоснабжения, при которой обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ст. 2 Закона № 190-ФЗ).

На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Подпунктом «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно абзацу 1 статьи 7 указанного выше Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии. В силу пунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.

Из материалов дела усматривается, что сооружение коммунального хозяйства – тепловые сети протяженностью 460 м по адресу: Курганская область, Половинский район, с. Сумки, ул. Красивая (кадастровый номер <номер скрыт>) находятся в собственности муниципального образования – Половинский муниципальный округ Курганской области.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

В силу п. п. 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.

Согласно справке главного государственного инспектора Курганского отдела энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора Курганской области № 331-969 от 23.06.2023 Рачкова А.Н. совместно с прокуратурой Курганской области 21.06.2023 было принято участие в качестве специалиста в проверке исполнения законодательства при подготовке объектов ЖКХ к предстоящему отопительному периоду в части состояния тепловых сетей в с. Сумки и ст. Сумки Половинского муниципального округа. В ходе проверки обследованы, в том числе, тепловая сеть в с. Сумки Половинского муниципального округа и 3 тепловые камеры; установлено, что состояние трубопровода тепловой сети и тепловых камер не соответствует существующим нормам и правилам в области энергетической безопасности. Нарушены требования 6 раздела 6 «Правил технической эксплуатации тепловых установок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115; не обеспечена надежность теплоснабжения потребителей при эксплуатации систем тепловой сети. Нарушены требования п. 6.2.1 «Правил технической эксплуатации тепловых установок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115; необходим капитальный ремонт или замена трубопровода тепловых сетей; нарушены требования: п. 6.2.25 «Правил технической эксплуатации тепловых установок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115. Сделан вывод о том, что существующее техническое состояние трубопроводов тепловой сети при их эксплуатации может привести к созданию аварийных ситуаций при теплоснабжении.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Возложение на Администрацию Половинского муниципального округа Курганской области обязанности провести капитальный ремонт тепловой сети вытекает из положений статьи 210 ГК РФ, по смыслу которой собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, участвовать в издержках по его содержанию и сохранению. Возложение на собственника обязанностей по капитальному ремонту его имущества правомерно и не является ограничением его прав, поскольку предотвратит угрозу аварийных ситуаций на таком объекте, в то время как ненадлежащее содержание собственником сетей теплоснабжения нарушает права и законные интересы других лиц.

Приняв во внимание, что материалами дела подтвержден факт высокой степени изношенности тепловых сетей, требующих проведения именно капитального ремонта с целью обеспечения их безаварийной работы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, а также в силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ признает обоснованным и разумным срок исполнения решения суда в указанный истцом срок, с учетом пояснений, данных стороной ответчика в судебном заседании.

Суд учитывает также наличие между Администрацией Сумкинского сельсовета и ООО ТСК «Игнис» договора аренды спорных тепловых сетей от 27.09.2022, однако факт передачи муниципального имущества в виде тепловых сетей в аренду не освобождает ответчика от обязанности осуществлять контроль над ее надлежащим состоянием, выполняя обязанности по организации своевременного капитального ремонта с целью с целью предотвращения аварийных ситуаций.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию Половинского муниципального округа провести капитальный ремонт тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, протяженностью 460 м, расположенных в с. Сумки Половинского района Курганской области, кадастровый номер <номер скрыт>, в срок до 01.09.2025.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Половинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 г.

Судья                                   Э.М. Садыкова

2-145/2023 ~ М-168/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Половинского района
Ответчики
Администрация Половинского муниципального округа Курганской области
Суд
Половинский районный суд Курганской области
Судья
Садыкова Э.М.
Дело на сайте суда
polovinsky--krg.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Подготовка дела (собеседование)
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее