УИД № 74RS0049-01-2022-005596-09 Дело № 2-237/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 г. г.Троицк Челябинская область
Троицкий городской суд Челябинской области в составе :
председательствующего Фроловой О.Ж.,
при секретаре Спиридоновой Д.О.
с участием прокурора Пановой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Троицка Челябинской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор города Троицка Челябинской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» (далее - ООО «ВЕКТОР») о возложении обязанности восстановить асфальтовое покрытие на участке автомобильной дороги у дома № 123 по ул. Советская в г. Троицке Челябинской области в срок до 01.06.2023.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Троицка проведена проверка по факту нарушения благоустройства дорожного покрытия по ул. Советской в г. Троицке Челябинской области. В ходе проверки установлено, что на основании разрешения (ордера) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022, выданного Управлением по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области, ООО «ВЕКТОР» в период с 28.06.2022 по 28.07.2022 проводило работы по ремонту тепловой сети по ул. Советская, у дома 123 на участке теплотрассы в районе ТК-8а. Из разрешения (ордера) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022 следует, что восстановление асфальтового покрытия автомобильной дороги должно было быть произведено ООО «ВЕКТОР» до 15.08.2022. Однако в установленные сроки восстановление асфальтового покрытия ООО «ВЕКТОР» не произведено. 02.11.2022 в адрес ООО «ВЕКТОР» прокуратурой города Троицка Челябинской области внесено представление об устранении нарушений, однако меры к устранению нарушений не приняты.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ООО «ВЕКТОР» Мухаметжанова В.С. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.30).
Представитель администрации города Троицка Кондрина В.В. просила исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области не участвовал в судебном заседании, извещен надлежащим образом ( л.д.93).
Представитель ЗАО «Теплосервис» не участвовал в судебном заседании, надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д.94,95).
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя в том числе дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, п. 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 27.09.2012 № 135 утверждены Правила благоустройства территории города Троицка (далее - Правила).
Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность; требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений; порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами либо арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий (п.2 Правил).
Пунктом 214 Правил установлено, что производство земляных работ на территории города Троицка осуществляется на основании Правил производства земляных работ на территории Троицкого городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка.
Правила производства земляных работ на территории Троицкого городского округа (далее - Правила производства земляных работ) утверждены Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 25.09.2014 № 173.
Пунктом 1 Правил производства земляных работ предусмотрено, что Правила производства земляных работ устанавливают единые требования к организации земляных работ на территории Троицкого городского округа, регулируют координацию и порядок производства указанных работ, оформления и выдачи разрешений (ордеров) на производство земляных работ, порядок приема работ и закрытия разрешений (ордеров) на производство земляных работ, восстановление нарушенного благоустройства, осуществление контроля за выполнением требований настоящих Правил, ответственности за нарушение настоящих Правил.
В соответствии с п. 2 Правил производства земляных работ настоящие правила обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных работ, на территории Троицкого городского округа.
Согласно пп. 4 п. 10 Правил производства земляных работ получение ордера необходимо в отношении вида работ по производству земляных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте (ремонте) инженерных коммуникаций независимо от способа их прокладки.
Как установлено п. 12 Правил производства земляных работ основанием для начала производства земляных работ, предусмотренных в главе 3 правил, является ордер, выданный Управлением по капитальному строительству администрации города Троицка в соответствии с настоящими Правилами, оформленный на бланке установленной формы (приложение 1).
Пунктом 65 Правил производства земляных работ установлено, что после окончания производства земляных работ застройщиком производится восстановление нарушенного благоустройства в сроки производства земляных работ, указанные в ордере.
В соответствии с пп. 4 п. 67 Правил производства земляных работ к восстановлению нарушенного благоустройства относится восстановление дорожного покрытия.
Согласно п. 66 Правил производства земляных работ застройщик в период с 15 апреля по 20 октября обязан восстановить нарушенное благоустройство после окончания работ в указанный в ордере период времени. При производстве работ с 21 октября по 14 апреля восстановление нарушенного благоустройства застройщиком осуществляется в срок до 1 июня текущего года.
В силу п. 69 Правил производства земляных работ для восстановления дорожных покрытий на главных магистралях, в скверах и парках, а также в местах большого движения транспорта и пешеходов, работы по восстановлению нарушенного благоустройства должны начинаться немедленно после засыпки траншей, уплотнения основания до необходимого коэффициента и заканчиваться в течение 2-х суток, при этом восстановление дорожных покрытий производится на всю ширину проезжей части улицы.
Достоверно установлено, что ООО «ВЕКТОР» является теплосетевой организацией в центральной части г.Троицка Челябинской области, включено в ЕГРЮЛ 06.08.2021.
На основании договора аренды № 6А от 18.08.2021, заключенного между ООО «ВЕКТОР» и ЗАО «Теплосервис», ответчик владеет и эксплуатирует тепловые сети, расположенные в г.Троицке по ул.Советская на участке теплотрассы в районе ТК-8а.
На основании разрешения (ордера) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022, выданного Управлением по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области, ООО «ВЕКТОР» в период с 28.06.2022 по 28.07.2022 проводило работы по ремонту тепловой сети на автомобильной дороге по ул. Советская, у дома 123 на участке теплотрассы в районе ТК-8а.
Из разрешения (ордера) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022 следует, что восстановление асфальтового покрытия автомобильной дороги должно было быть произведено ООО «ВЕКТОР» в срок до 15.08.2022.
12.10.2022 в ходе визуального осмотра места проведения земляных работ, выполненных на основании разрешения (ордера) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022, специалистами Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области обнаружено, что в установленный срок восстановление асфальтового покрытия ООО «ВЕКТОР» не произведено.
На основании письма Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области № 1144 от 18.10.2022 прокуратурой города Троицка проведена проверка по факту невыполнения обществом с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» благоустройства дорожного покрытия по ул. Советской,123 в г. Троицке Челябинской области.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 02.11.2022 асфальтовое покрытие ООО «ВЕКТОР» не восстановлено.
02.11.2022 в адрес ООО «ВЕКТОР» прокуратурой города Троицка Челябинской области внесено представление об устранении нарушений, однако меры к устранению нарушений не приняты.
Указанные обстоятельства подтверждаются доводами прокурора, представителя администрации г.Троицка, письмом Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области № 1144 от 18.10.2023 (л.д.8), актом визуального осмотра № 60 от 12.10.2022 (л.д.9,10), разрешением (ордером) на проведение земляных работ №159 от 28.06.2022 (л.д.14-15), представлением об устранении нарушений (л.д.6), ответом ООО «Вектор» (л.д.7), свидетельством о регистрации права (л.д.88), договором аренды (л.д.89), актом приема-передачи (л.д.90),перечнем муниципального имущества (л.д.96-100), не оспариваются представителем ответчика.
По мнению представителя ответчика, на ООО «ВЕКТОР» не может быть возложена обязанность по восстановлению дорожного покрытия, поскольку в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии отсутствуют расходы на восстановление асфальтобетонного покрытия, у ответчика отсутствуют денежные средства для восстановления асфальтового покрытия, в связи с имеющейся перед ним задолженностью теплоснабжающей организации ООО «Перспектива».
Суд не может согласиться с доводами ответчика, в связи со следующим.
В материалы дела приобщена выписка из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17.12.2021 № 79 и локальная смета № 9 на восстановление асфальтобетонного покрытия дорог после ремонта тепловых сетей на 2022 г. для ООО «ВЕКТОР» (л.д.71-74).
Из указанного протокола следует, что в плановых показателях деятельности ООО «ВЕКТОР» в строке 1.4 указан показатель - работы на оплату производственного характера, выполняемых по договорам с организациями, предложение общества - 3244.66 тыс.руб., предложение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - 0,00, отклонение - 3244,66 и примечание, в связи с которым предложение отклонено, а именно: в обоснование представлено коммерческое предложение от ИП Хансанамяна Р.Р. № 29 от 13.12.2021, локальные сметы. Объемы работ по сметным расчетам не подтверждены техническим заданием или проектной документацией, как это требуется в соответствии с п.5.8 ВСН 58-88 (р). Не представлены пояснения, по каким именно планам ремонта тепловых сетей были составлены локальные сметы.
Из указанного следует, что ООО «ВЕКТОР» не обосновало свои затраты на указанный вид деятельности, не подтвердило техническим заданием или проектной документацией в связи с чем, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не включил данный пункт в тариф.
Учитывая изложенное, ООО «ВЕКТОР» не лишен возможности обосновать свои затраты на указанный вид деятельности, подтвердить их техническим заданием или проектной документацией, и обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для включения данного пункта в тариф.
Более того, следует отметить, что обязанность по восстановлению дорожного покрытия, предусмотренная Правилами производства земляных работ, возлагается именно на лицо, производившее земляные работы, указанные в ордере, и не ставится в зависимость от наличия у этого лица денежных средств на восстановительные работы или утвержденных тарифов, включающих соответствующие расходы.
ООО «ВЕКТОР» является коммерческим юридическим лицом, в связи с чем, обязано предпринимать достаточные меры, направленные на исполнение своих обязательств, в том числе по восстановлению в установленный срок асфальтового покрытия после проведения земляных работ и своевременно устранять обстоятельства, препятствующие исполнению его обязанности.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком доказательств отсутствия у него обязанности по восстановлению дорожного покрытия не представлено.
Требования прокурора направлены на защиту прав жителей г.Троицка на безопасное дорожное движения, надлежащие элементы автомобильной дорогой, а именно дорожного покрытия, и благоустроенную территорию.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, требования об исполнении в интересах неопределенного круга лиц законодательства в области безопасного дорожного движения и благоустройства могут быть обеспечены судебным решением.
В связи с изложенным, требования прокурора следует удовлетворить.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что устранить нарушения необходимо немедленно, но при этом ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Троицка Челябинской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» (ИНН 7424012700, ОГРН 1217400027932) восстановить асфальтовое покрытие на участке автомобильной дороги у дома № 123 по ул. Советская в г. Троицке Челябинской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 30.03.2023.