№2-1/2023
26RS0020-01-2022-000824-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре судебного заседания Маковой Т.В.,
с участием
представителя истца помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края МДН,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Администрации Кочубеевского муниципального округа к ПЕА о признании самовольными постройками 5 объектов капитального строительства и их сносе,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в Кочубеевский районный суд с иском к ПЕА о признании самовольными постройками 5 объектов капитального строительства и их сносе.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с распоряжением прокурора Ставропольского края от к 31.03.2017 № 88/7р «О дополнительных мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности», во исполнение поручения прокуратуры Ставропольского края прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой в действиях ПЕА выявлены нарушения закона.
Так, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства собственником земельного участка №, расположенного по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский», в ходе которой установлен факт нарушения земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности ПЕА обнаружены капитальные строения предназначенные для развлечений, пикника и иной деятельности, не относящейся к сельскохозяйственному производству, т.е. земельный участок используется не по целевому назначению.
По результатам проведенной проверки в отношении ПЕА вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которое в соответствии с требованиями ст. 23.21 КоАП РФ рассмотрено межмуниципальным отделом управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Ставропольского края и ПЕА признана виновной в совершении указанного правонарушение и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Кроме того, прокуратурой района 19.01.2022 проведено обследование указанного земельного участка совместно с ООО «Эксперт-сервис» в ходе которого установлено, что на земельном участке расположено 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию которых у ПЕА отсутствует.
При этом, построенный объект капитального строительства в эксплуатацию органом местного самоуправления не вводился.
Таким образом, в ходе проверки выявлены следующие нарушения закона:
- возведение самовольной постройки в силу ч.1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ;
- нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части отсутствия разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства;
- нарушение ст.ст. 47 и 48 ГрК РФ, в части отсутствия проектной документации и инженерных изысканий на возведённые объекты коммерческого использования;
В нарушение требований ст.ст. 51, 55 ГрК РФ ПЕА самовольно возвела 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 I кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м.
В нарушение положений статьи 47 ГрК РФ 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м., возводились при отсутствии инженерных изысканий, следовательно, в нарушение ст. 47 ГрК РФ не были получены результаты оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и не получены результаты оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Так, в ходе визуального осмотра 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, установлено, что на них произведены отделочные работы, объекты оснащены мебелью и полностью готовы к осуществлению незаконной коммерческой и иной деятельности.
Органом местного самоуправления разрешение на строительство (реконструкцию) объектов не выдавалось.
Ответчиком ПЕА, произведено строительство объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения предназначенных для сельхоз производства.
Таким образом, ответчиком ПЕА произведено самовольное строительство 5 объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский».
По указанным выше обстоятельствам (нарушение требований земельного и градостроительного законодательства), подлежит признанию отсутствующим право ПЕА на 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м., которые фактически являются самовольными.
Исковое заявление подано прокурором, в том числе, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с выявленными нарушениями градостроительного и земельного законодательства не представляется возможным, поскольку ПЕА были существенно нарушены охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования, поскольку такие действия объективно противоречат целям, задачам и принципам градостроительной деятельности, указанных в статье 2 ГрК РФ: обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов и нарушение, установленных законодательством Российской Федерации, условий и порядка осуществления муниципальной функции - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Исковое заявление подано в интересах муниципального образования, поскольку выявленные нарушения могут негативно влиять на устойчивое развитие территории Кочубеевского муниципального округа.
Просили суд:
Признать самовольными постройками 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский».
Обязать ответчика ПЕА в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет и своими силами снести 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский».
В случае неисполнения решения суда в течение 30 дней, предоставить администрации Кочубеевского муниципального округа право снести 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский», за счет бюджетных средств, с правом их последующего взыскания с собственника объекта.
В случае неисполнения в установленный судом срок ответчиком обязанности снести 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский», возложить на ПЕА обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 5000 руб., исходя из расчета 1000 руб. в день, за вторые 5 дней просрочки 10000 руб., исходя из расчета 2000 руб. в день, и так далее, то есть с увеличением за каждые 5 календарных дней просрочки стоимости одного календарного дня просрочки на 1000 руб.
Возложить уплату судебной неустойки в бюджет муниципального образования Кочубеевского муниципального округа.
Представитель истца помощник прокурора Кочубеевского района МДН в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, также просил изменить процессуальное положение администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по делу и признать материально-правовым истцом по делу, а не третьим лицом.
Ответчик ПЕА, а также её представитель ГАВ, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, не известили о причинах неявки, об отложении не ходатайствовали. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика и её представителя. Также в суд от представителя ответчика поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что с исковыми требованиями прокурора Кочубеевского района Ставропольского края не согласны.
ПЕА является собственником земельного участка с кадастровым номером № на основании договора купли- продажи земельного участка от 08.06.2020 (запись о регистрации права в ЕГРН № от 10.06.2020). Категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешённого использования - Для сельскохозяйственного производства.
В границах приобретённого земельного участка расположен водный объект - пруд, что подтверждается топографической съёмкой земельного участка.
Указанный земельный участок был приобретён Псёл Е.А., поскольку её отец Псёл Александр Васильевич ведёт личное подсобное хозяйство, а земельный участок с расположенным на нем прудом использовать для целей рыбоводства (аквакультуры) при ведении личного подсобного хозяйства.
Также на земельном участке были расположены строения необходимые для осуществления рыбоводства (аквакультуры):
ОКС1 - Рыбохозяйственное здание.
ОКС2 - Сторожка (Дом рыбака).
ОКСЗ — Подсобное строение.
ОКС4 — Туалет.
ОКС5 - Цех первичной обработки рыбы.
ОКС6 — Трансформаторная подстанция.
В целях осуществления рыбоводства Псёл Е.А. и Псёл А.В. осуществлена закупка малька рыбы и зарыбление водного объекта, расположенного на земельном участке.
Для выращивания рыбы приобретены необходимые корма, наняты работники для разведения, выращивания и кормления рыбы, а также охраны пруда и имущества.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264- ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 112-ФЗ граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Таким образом, приобретённый земельный участок использовался ПЕА по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства.
В качестве оснований для подачи искового заявления прокурор указал, что ПЕА. используется земельный участок не по целевому назначению, что подтверждается постановлением главного государственного инспектора города Невинномысска, Кочубеевского и Андроповского районов Ставропольского края по использованию и охране земель от 28.12.2021, которым ПЕА признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Между тем, в настоящее время постановление обжаловано, поскольку административное дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, а выводы о совершении ПЕА. административного правонарушения, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в действиях ПЕА. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются поданной жалобой на постановление, сведениями о движении почтового отправления жалобы.
Заявленные прокурором требования о сносе строений несоразмерны допущенному нарушению, а само требование о сносе построек в исковом заявлении не мотивировано.
Пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
Пунктом 3 названной статьи определено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным Требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при наличии указанных условий, самовольная постройка сносу не подлежит.
ПЕА. имеет права в отношении земельного участка, допускающие строительство на нем данных объектов.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населённых пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков».
Классификатор не предусматривает вид разрешённого использования земельного участка «Для сельскохозяйственного производства».
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешённое использование земельных участков, установленное до дня Утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Вид разрешённого использования земельного участка «Для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешённого использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование», установленному Классификатором.
Согласно Классификатору содержание вида разрешённого использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не ограничивает возможность использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на котором расположен водный объект в том числе и для рыбоводства (аквакультуры) с размещением зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Как следует из установленных фактических обстоятельств, спорный земельный участок имеет вид разрешённого использования - Для сельскохозяйственного производства, в границах земельного участка расположен водный объект—пруд. Земельный участок используется для целей рыбоводства (Код (числовое обозначение) вида разрешённого использования земельного участка, установленный Классификатором - 1.14).
В этой связи на указанном земельном участке могут размещаться здания и сооружения, предназначенные для сельскохозяйственного производства, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для переработки сельскохозяйственной продукции, организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования Сельскохозяйственного производства.
Согласно техническим планам, на земельном участке расположено шесть объектов капитального строительства:
ОКС1 - Рыбохозяйственное здание.
ОКС2 - Сторожка (Дом рыбака).
ОКСЗ - Подсобное строение.
ОКС4 - Туалет.
ОКС5 - Цех первичной обработки рыбы.
ОКС6 - Трансформаторная подстанция.
Технические характеристики объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, приведены в представленных технических планах.
Таким образом, спорные нежилые здания являются рыбохозяйственными сооружениями, предназначены как для сельскохозяйственного производства, так и для нужд персонала рыбохозяйственного комплекса.
На день обращения прокурора в суд с исковым заявлением, постройки соответствует установленным требованиям, кроме того, сохранение построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Истцом не приведено никаких доказательств того, что постройки, расположенные на спорном земельном участке, не соответствуют установленным законом требованиям, а при их возведении были нарушены строительные нормы и правила.
Доказательства угрозы жизни и здоровью неопределённому кругу лиц прокурором не представлены.
Довод истца о том, что выявленные нарушения повлияют на устойчивое развитие Кочубеевского муниципального округа, носит предположительный характер и никаким доказательствами не подтверждается.
Также безосновательны доводы прокурора о том, что ПЕА. намеревается осуществлять незаконную коммерческую и иную деятельность на спорном земельном участке.
Таким образом, ПЕА имеет права, допускающие строительство на спорном земельном участке лицо, постройки соответствуют установленным требованиям, а их сохранение, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Указанные обстоятельства являются основанием, в силу пункта 2 статьи 222 ГК РФ, для отказа в удовлетворении заявленного требования о сносе строений.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении требования прокурора Кочубеевского района об обязании ПЕА в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу за свой счёт и своими силами снести 5 объектов капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 46 000 +/- 75 кв.м, расположенном по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, земли коллективно-долевой собственности СПКК «Правокубанский» отказать.
Представитель Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, не известил о причинах неявки, об отложении не ходатайствовал. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы данного гражданского дела, представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования.
Неопределенный круг лиц — это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Такие же полномочия собственника на использование принадлежащего ему земельного участка предусмотрены и статьей 40 ЗК РФ.
Соответственно, исходя из оснований исков имеющими значение для правильного разрешения дела обстоятельствами являются соответствие возведенного ответчиком строения требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки, признается самовольной постройкой.
Из этой нормы закона вытекает, что возведение или создание без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки, признается самовольной постройкой.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности ПЕА обнаружены капитальные строения предназначенные для развлечений, пикника и иной деятельности, не относящейся к сельскохозяйственному производству, т.е. земельный участок используется не по целевому назначению.
Прокуратурой района 19.01.2022 года проведено обследование указанного земельного участка совместно с ООО «Эксперт-сервис» в ходе которого установлено, что на земельном участке расположено 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию которых у ПЕА отсутствует.
Как следует из Выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) от 24.04.2022 года земельный участок с кадастровым номером №, местоположение Ставропольский край, Кочубеевкий район, земли коллективно-долевой собственности СПК-к «Правокубанский» имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», правообладателем значилась на тот момент ПЕА
Ответчиком ПЕА произведено строительство объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения предназначенных для сельхозпроизводства.
Согласно п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу требований ч. 1 ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
На основании части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 этой же статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным этим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Из приведенных норм права следует, что градостроительным законодательством взамен ранее действовавшего разрешительного порядка строительства индивидуального жилого дома введен уведомительный порядок извещения застройщиком органа местного самоуправления о планируемом к строительству объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем он должен обратиться в указанном порядке в орган местного самоуправления и получить от него уведомление о допустимости размещения на земельном участке объекта с параметрами, указанными самим застройщиком.
Эта обязанность не лишает застройщика осуществлять строительство объекта в случае неполучения им уведомления органа местного самоуправления о допустимости размещения на участке объекта индивидуального жилого дома с параметрами, указанными в его уведомлении о планируемом объекте строительства.
Согласно части 13 статьи 51.1 ГрК РФ застройщик, который обратился в уполномоченный орган с соответствующим уведомлением о планируемом строительстве, вправе начинать осуществление строительства объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке в том случае, если орган местного самоуправления до истечения 20 дней со дня поступления к нему уведомления застройщика о планируемом строительстве не направить застройщику уведомления о недопустимости размещения на земельном участке объекта с параметрами, указанными застройщиком.
Данный порядок является формой проведения согласительных процедур начала строительства и создает определенность в градостроительных правоотношениях между органами власти и застройщиком по вопросу строительства индивидуального жилого дома, которая исключает осуществление противоречащего градостроительным интересам сторон строительство индивидуальных жилых домов, в частности, хаос и беспорядочность в осуществлении строительства.
Соответственно, при осуществлении строительства индивидуального жилого дома данный уведомительно-согласительный строительства порядок должен быть соблюден под угрозой наступления последствий, предусмотренных статьей 222 ГК РФ.
Из доводов истца следует, что ответчиком эти требования закона не выполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Объекты капитального строительства, на строительство которых не требуется разрешение на строительство, указаны в части 17 статьи 51 ГрК РФ.
В нарушение требований ст.ст. 51, 55 ГрК РФ ПЕА самовольно возвела 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 I кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м.
Согласно части 4 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
- материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
- материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 47 ГрК РФ результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
В нарушение выше приведенных положений статьи 47 ГрК РФ 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м., возводились при отсутствии инженерных изысканий, следовательно, в нарушение ст. 47 ГрК РФ не были получены результаты оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и не получены результаты оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Согласно абзацу шестому части 4 статьи 85 ЗК РФ строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, не соответствующими установленным градостроительным регламентам, могут осуществляться только в соответствии с установленными регламентами.
В связи с чем, ПЕА могла использовать принадлежащий ей названный участок только в соответствии с видами, разрешенного использования участка.
ПЕА для возведения на этом участке любого объекта капитального строительства, на строительство которого требуется разрешение на строительство, должна была получить разрешение на строительство.
Однако, ПЕА разрешение на строительство объекта не получено, а согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ возведение объекта в отсутствие необходимого в силу закона разрешения является признаком самовольной постройки.
Невыполнение ПЕА требований о направлении в адрес органа местного управления уведомления о планируемом объекте индивидуального жилищного строительства или о получении разрешения на строительство объекта не является единственным признаком самовольной постройки.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37ГрК РФ).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта).
Земельный участок с кадастровым номером №, местоположение Ставропольский край, Кочубеевкий район, земли коллективно-долевой собственности СПК-к «Правокубанский» имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
Суду не представлены данные о соответствии фактического использования участка данным видам разрешенного использования, доводы ответчика об использовании спорного земельного участка и возведенных на нем обьектов капитального строительства для рыбоводства, т.е. целевому назначению, а также о праве ПЕА на возведение объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № какими –либо доказательствами не подтверждены.
Факт использования вышеуказанного земельного участка не по целевому назначению подтверждается и копией постановления от 28.12.2021 года Главного государственного инспектора г. Невинномысска, Кочубеевского и Андроповского районов Ставропольского края по использованию и охране земель отношении ПЕА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, согласно которого ПЕА была признана виновной в совершении указанного правонарушение и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей ( том 1 л.д. 17-20). Данных об отмене либо изменении данного постановления суду не представлено.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
Необходимость установления вины застройщика вытекает и из положений пункта 3 статьи 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Поскольку в соответствии с ГрК РФ застройщиком признается лицо, которому принадлежит земельный участок, поэтому, виновным в самовольном строительстве считается собственник земельного участка, пока не доказано иное.
Таким образом, самовольный характер возведенного ПЕА объектов капитального строительства нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Доводы стороны ответчика о том, что земельный участок использовался ПЕА по целевому назначению – для сельскохозяйственного производства, а именно для целей рыболовства и данные строения являются рыбохозяйственными сооружениями не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Стороной ответчика не представлено суду каких-либо доказательств в подтверждении своих доводов.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ Объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Кроме того, в опровержение доводов представителя ответчика, на л.д. 14 Тома 1 имеются объяснения самого ответчика ПЕА от 17.12.2021 года, где она пояснила, что является собственником земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, земли коллективно-долевой собственности СПК-к «Правокубанский» категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположены капитальные строения, предназначенные для развлечений, пикника и иной деятельности, в настоящее время участок по целевому назначению не используется.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26.08.2022 года прекращено право собственности ПЕА в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение Ставропольский край, Кочубеевкий район, земли коллективно-долевой собственности СПК-к «Правокубанский».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского края от 20.01.2023 года решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26.08.2022 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании самовольными постройками 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский» и обязании её в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет и своими силами снести данный 5 объектов капитального строительства.
В случае неисполнения решения суда в течение 30 дней, суд считает необходимым обязать ПЕА предоставить администрации Кочубеевского муниципального округа право снести 5 объектов капитального строительства площадью 63,8 кв.м., 4,7 кв.м., 71,6 кв.м., 30,8 кв.м, и 28,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район земли коллективно долевой собственности СПК-к «Правокубанский», за счет бюджетных средств, с правом их последующего взыскания с собственника объекта.
Также истцом заявлены требования на случай неисполнения в указанный судом срок установленного решением суда обязательства о сносе самовольных построек, о возложении на ПЕА обязанности внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 5 000 рублей, исходя из расчета 1 000 в день, за вторые 5 дней просрочки 10 000 рублей, исходя из расчета 2 000 в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 1 000 рублей, однако ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства данное требование процессуальным истцом либо материально-правовым никак обосновано не было, в связи с чем, с учетом всех обстоятельств дела, суд не находит оснований для взыскания требуемой неустойки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63,8 ░░.░., 4,7 ░░.░., 71,6 ░░.░., 30,8 ░░.░, ░ 28,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63,8 ░░.░., 4,7 ░░.░., 71,6 ░░.░., 30,8 ░░.░, ░ 28,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░ I «░░░░░░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63,8 ░░.░., 4,7 ░░.░., 71,6 ░░.░., 30,8 ░░.░, ░ 28,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63,8 ░░.░., 4,7 ░░.░., 71,6 ░░.░., 30,8 ░░.░, ░ 28,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 5 ░░░░ ░░░░░░░░░ 5000 ░░░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1000 ░░░. ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░ 5 ░░░░ ░░░░░░░░░ 10000 ░░░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2000 ░░░. ░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.04.2023 ░░░░.