Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-857/2023 ~ М-716/2023 от 23.10.2023

УИД 10RS0017-01-2023-001283-61

Дело № 2-857/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2023 года                                                              г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сортавальского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее также – Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, Управление) обратилось в суд с настоящим иском к администрации Сортавальского муниципального района (далее также – Администрация района), в соответствии с которым, просило обязать ответчика в срок до <Дата обезличена> устранить нарушение требований санитарного законодательства в части не обеспечения населения <Адрес обезличен> питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п.12 СанПиН 3.3686-21, а именно: для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

            Определением суда от <Дата обезличена> к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ОАО «РЖД», ООО «Карелводоканал».

Представитель истца Милюкова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнив, что в ходе судебного заседания сторона ответчика не представила доказательств того, что указанные в иске населенные пункты обеспечены питьевой водой на постоянной основе. Также указала на то, что истец не ограничивает ответчика в выборе способа обеспечения питьевой водой населения, а также не возражает, чтобы в решении было указано на возложение на администрацию обязанности по организации обеспечения питьевой водой населенных пунктов в постоянном режиме.

Представитель администрации Сортавальского муниципального района Назарова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по существу заявленных требований не возражала, но пояснила, что согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа, централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №644 (далее – Правила №644). Данный вывод также следует из п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления именно организовать водоснабжение на соответствующих территориях, с чем администрация согласна. При этом обеспечение водой надлежащего качества входит в обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего эксплуатацию системы водоснабжения и обеспечивающего население питьевой водой, что отражено п.12 СанПиН 3.3686-21.

Третьи лица ОАО «РЖД», ООО «Карелводоканал», МУП «ЖКХ СМР», администрация Хаапалампинского сельского поселения, администрация Кааламского сельского поселения, в судебное заседание представителей не направили, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения; под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

    Судом <Адрес обезличен> отсутствует централизованное водоснабжение. В качестве источников питьевого водоснабжения в указанных населенных пунктах населением используются питьевые колодцы, скважины. В реестре муниципального имущества Сортавальского муниципального района отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения (колодцы, родники).

    Общее количество населения не обеспеченного питьевой водой надлежащего качества, согласно представленной Администрацией информации составляет: <Адрес обезличен> (1 чел.), <Адрес обезличен> (35 чел.), <Адрес обезличен>(1 чел.), <Адрес обезличен> (36 чел.), <Адрес обезличен> (4 чел.), <Адрес обезличен> (8 чел.), <Адрес обезличен> (6 чел.), <Адрес обезличен> (65 чел.), <Адрес обезличен> (7 чел.), <Адрес обезличен> (8 чел.), <Адрес обезличен> (1 чел.), <Адрес обезличен> (23 чел.), <Адрес обезличен> (25 чел.), <Адрес обезличен> (87 чел.), <Адрес обезличен> (44 чел.), <Адрес обезличен> (6 чел.), <Адрес обезличен> (60 чел.), <Адрес обезличен> (1 чел.), <Адрес обезличен> (43 чел.), <Адрес обезличен> (23 чел.), <Адрес обезличен> (2 чел.), <Адрес обезличен> (98 чел.), <Адрес обезличен> (3 чел.), <Адрес обезличен> (65 чел.), <Адрес обезличен> (197 чел.).

Круг населения указанных населенных пунктов не является определенным, так как их количество не может быть точно установлено.

Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1. статьи 6 данного Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 названного Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона №416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 25 этого же Федерального закона производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу пункта 2 статьи 23 указанного выше закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статье 19 данного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 2 статьи 19 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1). Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2). Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям (п. 3.3).

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 (далее также Правила).

Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением №1 (пункту 74 Правил).

Таким образом, орган местного самоуправления обязан организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом №416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4, для предупреждения, возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

Как следует из материалов дела, указанные в иске населенные пункты Сортавальского муниципального района, относятся к населенным пунктам сельских поселений, централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечены, схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования строительство сетей централизованного водоснабжения на данных территориях не предусмотрено, заключения на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, санитарно-эпидеомиологические заключение на использование водных объектов на территории указанных в иске населенных пунктов Сортавальского района не выдавалось, водоснабжение этих населенных пунктов органом местного самоуправления района не организовано, чем нарушены права и законные интересы проживающих в данных населенных пунктах граждан на питьевое водоснабжение.

Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.

Суд также приходит к выводу, что заявленный истцом срок по обеспечению населения питьевой водой в перечисленных населенных пунктах сельских поселений Сортавальского муниципального района до <Дата обезличена>, является разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ИНН 1001048857, ОГРН 1051000011677) к администрации Сортавальского муниципального района (ИНН 1007002143, ОГРН 1021000945217) удовлетворить.

Возложить на администрацию Сортавальского района Республики Карелия (ИНН 1007002143, ОГРН 1021000945217) обязанность в срок до <Дата обезличена> организовать обеспечение питьевой водой в постоянном режиме населенных пунктов: <Адрес обезличен> в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п.12 СанПин 3.3686-21).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                       Л.П. Вакуленко

Решение в окончательной форме изготовлено 10 января 2024 г.

2-857/2023 ~ М-716/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РК
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство СМР"
Администрация Хаапалампинского сельского поселения
администрация Кааламского сельского поселения
ОАО "РЖД"
ООО "Карелводоканал"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
16.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее