ДЕЛО №2-2431/24
УИД 61RS0008-01-2024-002235-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Батальщикова О.В.
при секретаре Чекиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Советского района» г. Ростов-на-Дону об обязании устранить дефекты оборудования детской игровой площадки
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Ростов-на-Дону обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности устранить нарушения требований п. 6.1-6.4.1, 6.6 7.2 и 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», п. 6, п/п 3, 4 п. 11 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону в новой редакции, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017г. № 398, п. 3, 4, 6 Правил содержания и эксплуатации детских игровых комплексов, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1500 от 14.07.2003 года на игровой площадке, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6, КН земельного участка 61:44:0073108:2571, путем установления информационного щита, осуществления ремонта поврежденных структурных элементов - одной карусели, одной горки, одной качалки-балансира, одной скамьи, установки металлического ограждения, установки освещения, указав следующие обстоятельства.
Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка обеспечения безопасной эксплуатации детской площадки, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6, КН земельного участка 61:44:0073108:2571.
В ходе осмотра данной детской площадки установлено, что ее содержание не соответствует требованиям п. 6.1-6.4.1, 6.6 7.2 и 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», п. 6, п/п 3, 4 п. 11 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону в новой редакции, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017г. № 398, п. 3, 4, 6 Правил содержания и эксплуатации детских игровых комплексов, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1500 от 14.07.2003 года.
Проведенным осмотром также выявлены факты ненадлежащего содержания игрового оборудования.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для жизнеобеспечения детей, а также в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, создаются объекты социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки.
Проверкой установлено, что балансодержателем детской игровой площадки, расположенной по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6, является МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону, основным видом деятельности которого является, в том числе организация устройства и обслуживания детских игровых комплексов и плоскостных спортивных сооружений, находящихся в оперативном управлении (на балансе) данного МКУ.
Согласно объяснениям представителя балансодержателя площадки осуществить соответствующие работы по приведению детской игровой площадки в соответствие с указанными требованиями действующего законодательства не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования.
Учитывая тот факт, что дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства на данном объекте социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки, может привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан, и в первую очередь неограниченного круга детей, что недопустимо, прокурор обратился с настоящим иском в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе предъявить иск о понуждении к совершению действий в защиту прав неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Василенко Е.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил; о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Дело в отношении ответчика рассмотрено судом в отсутствие его представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону, исследовав и оценив доказательства по гражданскому делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается документами гражданского дела, что Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка обеспечения безопасной эксплуатации детской площадки, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6.
В ходе осмотра данной детской площадки установлено, что ее содержание не соответствует требованиям п. 6.1-6.4.1, 6.6 7.2 и 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», п. 6, п/п 3, 4 п. 11 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону в новой редакции, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017г. № 398, п. 3, 4, 6 Правил содержания и эксплуатации детских игровых комплексов, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1500 от 14.07.2003 года.
Проведенным осмотром также выявлены факты ненадлежащего содержания игрового оборудования.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для жизнеобеспечения детей, а также в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, создаются объекты социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки.
Проверкой установлено, что балансодержателем детской игровой площадки, расположенной по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6, является МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону, основным видом деятельности которого является, в том числе организация устройства и обслуживания детских игровых комплексов и плоскостных спортивных сооружений, находящихся в оперативном управлении (на балансе) данного МКУ.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с указанным Федеральным законом решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017г. № 398 утверждены «Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону». Согласно п. 2 Правил благоустройства детская (игровая) площадка предметно-пространственная среда, предназначенная для времяпровождения детей широкого возрастного диапазона, содержащая нормируемый комплекс функциональных элементов благоустройства.
В соответствии с требованиями п. 5 Правил благоустройства содержание детских площадок осуществляется собственниками площадок или земельных участков, на которых они расположены. Содержание помимо уборки территории, предполагает регулярный осмотр игрового оборудования и обеспечение эксплуатационной надежности имеющихся функциональных элементов.
Пунктом 6 Правил благоустройства, установлено, что на территории детской (игровой) площадки должен быть размещен информационный щит, содержащий информацию об эксплуатирующей организации (ответственном лице), правила эксплуатации игрового оборудования, информацию о дате проведения последнего осмотра и ремонта оборудования, а также информацию об оборудовании, не допущенном к эксплуатации, и сроках проведения его ремонта.
Требования к оборудованию, эксплуатации и обеспечению безопасности детских (игровых) площадок устанавливаются нормативным актом Администрации города.
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.07.2003г. № 1500 утверждены Правила содержания и эксплуатации детских игровых комплексов, в соответствии с которыми важное значение имеет экологическая и санитарная безопасность на детских площадках. Особое внимание необходимо уделять сохранению комплектности оборудования, его структурной целостности, исправности оборудования, состоянию подвижных частей. Собственники и балансодержатели детских игровых комплексов при их эксплуатации обязаны руководствоваться указанными Правилами.
Согласно п. 6 Правил для повышения уровня безопасной эксплуатации на детской игровой площадке устанавливаются таблички, предупреждающие родителей о правилах эксплуатации и возрастных особенностях оборудования. На детской площадке должна быть информация с указанием контактного телефона для сообщения о серьезном повреждении.
В соответствии пп. 3 п. 11 Правил благоустройства нормируемый перечень элементов благоустройства на детской площадке включает, в том числе, ограждения. На основании требований пп. 3 Правил размещения детской игровой площадки должно производиться на стадии проекта, с учетом следующих позиций: ограждение площадки от близко проходящего транспорта, пешеходных дорожек, выгула собак.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону не выполнены требования вышеуказанных Правил по надлежащему содержанию и эксплуатации детской игровой площадки, расположенной по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6.
При этом не имеет правового значения тот факт, что МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону является бюджетным учреждением и выполняет свои функции за счет выделяемых распорядителем бюджетных средств Департамент ЖКХ и энергетики ассигнований. Обязанность ответчика содержать данную детскую площадку не поставлена в зависимость от условий и порядка финансирования Департаментом ЖКХ и энергетики МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону и выделения денежных средств на данные цели.
С учетом того, что стороны в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд не усматривает оснований, предусмотренных процессуальным законом для распределения судебных расходов между ними.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 204 ГПК РФ, с учетом необходимости, связанной с исполнением решения, суд вправе установить срок исполнения решения.
Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
На основании указанных норм права, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Ростов-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности устранить дефекты оборудования детской игровой площадки удовлетворить.
Возложить на МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6168007984, ОГРН 1056168097017) обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований п. 6.1-6.4.1, 6.6 7.2 и 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», п. 6, п/п 3, 4 п. 11 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону в новой редакции, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017г. № 398, п. 3, 4, 6 Правил содержания и эксплуатации детских игровых комплексов, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1500 от 14.07.2003 года на игровой площадке, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 27/6, КН земельного участка 61:44:0073108:2571, путем установления информационного щита, осуществления ремонта поврежденных структурных элементов - одной карусели, одной горки, одной качалки-балансира, одной скамьи, установки металлического ограждения, установки освещения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 03.06.2024 г.