Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-142/2023 от 06.07.2023

Мировой судья Минакова Е.А.             Дело № 12-142/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

28 августа 2023 года                        город Мурманск

Судья Ленинского районного суда г. Мурманска Чернецова О.Н., рассмотрев жалобу должностного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 20.06.2023 № 5-284/2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –генерального директора ООО «Энергия-Сервис» Евдокимова В.В.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 20.06.2023 № 5-284/2023 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Энергия-Сервис» Евдокимова В.В. на основании пункта 5 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовикова В.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение. Находит ошибочной ссылку мирового судьи на изменения, внесенные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» изложена в новой редакции, согласно которой у страхователя с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, о каждом работающем застрахованном лице. Полагает, что данные изменения законодательства не могут в данном случае быть расценены как обстоятельства, освобождающие должностное лицо от обязанности по предоставлению страхователем информации в административный орган, а так же как освобождающего последнего от административной ответственности.

Административный орган, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явились, извещены.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с примечанием к ст. 15.33.2 КоАП РФ, ответственности за нарушение указанного административно-правового запрета подлежат должностные лица, указанные в статье 2.4 данного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Закон № 27-ФЗ, нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктам 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, которая утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ (документ утратил силу с 01.01.2023).

Анализ приведенных выше положений закона, действовавших на момент события установленного мировым судьей правонарушения, позволяет прийти к выводу о том, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме, являлось поводом для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ должностных лиц (согласно примечанию к данной статье), состав которой образует невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в полном (достоверном) виде.

При этом административная ответственность является реакцией правоприменителя на факт нарушения закона обязательного пенсионного страхования и призвана пресечь сам факт нарушения закона, побудить должностное лицо впредь должным и надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности.

Из материалов дела следует, что ООО «Энергия-Сервис» представлена форма СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного положениями пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом соответствующими формами отчётности, а также не оспаривались должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По данному факту уполномоченным лицом административного органа составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, мировой судья исходил из вступления в законную силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ, которым внесены изменения в статью 11 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем мировым судьей не учтено следующее.

Действительно, указанными изменениями с ДД.ММ.ГГГГ пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, содержащий требования о предоставлении страхователями сведений в соответствующие подразделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исключен из текста указанного федерального закона.

Этим же законодательным актом и определены новые порядок и сроки предоставления сведений страхователями.

Так, согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, определен перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).

При этом в пунктах 3 - 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции установлены порядок и сроки предоставления страхователями сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В свою очередь, норма части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ носит бланкетный характер.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.

Из системного анализа положений Закона № 27-ФЗ, в редакциях, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена.

В настоящее время сохраняет юридическую силу норма части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ.

При этом Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, поскольку установление административной ответственности за ненадлежащее исполнение страхователем своих обязанностей, установленных Законом № 27-ФЗ, может утратить свое правовое значение, поскольку будет предполагать освобождение от публично-правовой ответственности лиц, нарушающих требования Закон № 27-ФЗ, после соответствующих изменений в этот закон по порядку и объему предоставляемых страхователем сведений, при том, что соответствующая публично-правовая ответственность изначально устанавливалась для обеспечения соблюдения интересов государства в области обязательного пенсионного страхования в системе действующего в Российской Федерации законодательства.

Помимо этого, с учетом иных изменений действующего законодательства, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ, утверждены формы и формат предоставляемых сведений в отношении зарегистрированного лица, а также порядок заполнения данной формы взамен формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), которая ранее представлялась страхователями в ПФР ежемесячно.

Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.

Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 КоАП РФ.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица ОСФР по Мурманской области срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, полагаю необходимым постановление мирового судьи отменить, а дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела мировому судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой В.И. – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 20.06.2023 № 5-284/2023, вынесенное в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Энергия-Сервис» Евдокимова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска.

Судья                              О.Н. Чернецова

12-142/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Евдокимов Владимир Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Чернецова Ольга Николаевна
Статьи

ст.15.33.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
06.07.2023Материалы переданы в производство судье
07.07.2023Истребованы материалы
17.07.2023Поступили истребованные материалы
28.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее