Дело № 11-7/2022 УИД: 76MS0037-01-2021-001728-35
Изготовлено 19.05.2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Чельцовой Е.В.,
при секретаре Гавриловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Королева Сергея Борисовича на решение мирового судьи судебного участка № 2 Гаврилов-Ямского судебного района Ярославской области Коротковой Е.А. от 19 января 2022 (мотивированное решение вынесено 04 февраля 2022 года) по гражданскому делу по иску ООО «Хартия» к Королеву Сергею Борисовичу о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «Хартия» удовлетворить. Взыскать с Королева Сергея Борисовича в пользу ООО «Хартия» задолженность оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с 01.11.2018 года по 10.02.2021 года в размере <данные изъяты>. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. Всего взыскать <данные изъяты>
установил:
ООО «Хартия» обратилось с иском к Королеву С.Б. о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с 01.11.2018 года по 10.02.2021 года в <данные изъяты>. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что 23.05.2018 года между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключено Соглашение № 7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которого истец обязался обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ярославской области. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. В соответствии со ст. 8.17 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года 641» региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, является ответчик Королев С.Б. Между ООО «Хартия» и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предельный тариф на услуги регионального оператора ООО «Хартия» по обращению с ТКО был установлен Приказом департамента Жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 года № 459-тко и Приказом Департамента Жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 5.12.2020 года № 187-ви за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года в размере 422,06 за куб. м., за период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года в размере 537,02 руб. за куб. м., за период с 01.01.2020 года по 07.10.2020 года в размере 525 руб. за куб. м., за период с 8.10.2020 года по 30.06.2021 года в размере 525,63 руб. за куб. м. По заявлению ООО «Хартия» мировым судьей судебного участка № 2 Гаврилов-Ямского судебного района Ярославской области выдан судебный приказ. Определением от 30.04.2021, по заявлению ответчика судебный приказ отменен. 26.10.2020 года между ООО «Хартия» и АО «Центр Долгового Управления» заключен агентский договор №190-ЦДУ/2020, согласно которому АО «ЦДУ» обязалось от имени истца совершать юридические и фактические действия, направленные на взыскание задолженности с ответчиков в пользу истца.
Ответчик Королев С.Б. исковые требования не признал, ссылался на то, что региональным оператором услуги по переработке твердых коммунальных отходов на территории, где проживает истец и его семья, не оказываются, переработкой ТКО он занимается самостоятельно. Услугами ООО «Хартия» он не пользуется. Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Гаврилов-Ямского судебного района Ярославской области Коротковой Е.А. от 19.01.2022 (мотивированное решение вынесено 04.02.2022) исковые требования ООО «Хартия» удовлетворены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчиком Королевым С.Б. ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному установлению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью данных обстоятельств, неправильному применению норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Королев С.Б., его представитель по устному ходатайству Булычев Н.Р. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что не согласны с решение суда, поскольку Королев С.Б. сам перерабатывает свой мусор, доказательств, что этим занимается ООО «Хартия» в дело не представлено, поэтому и оплачивать услуги истца ответчик не обязан.
Представитель истца ООО «Хартия», АО «ЦДУ» в суде апелляционной инстанции не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица Королева Н.Н., Королев Д.С. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения ответчика и его представителя, поддержавших жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период ответчику и проживающим с ним лицам предоставлялась коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая ответчиком надлежащим образом не оплачивалась, вследствие чего образовалась задолженность, исчисленная в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами.
Суд также сделал вывод о фактическом существовании договорных отношений между истцом и ответчиком по обращению с ТКО и указал в решении, что отсутствие договора в письменной форме не освобождает ответчика от оплаты данной услуги и не свидетельствует о нарушении его прав как потребителя данной услуги.
По мнению суда апелляционной инстанции указанные выводы суда соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Исходя из норм указанного Федерального закона и Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечивает региональный оператор.
На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 24.7 данного Закона установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 утвержден, согласно раздела 1(1) Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с пп. б) и пп. в) п. 8(1) Правил 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8(4) Правил 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 8(17) Правил 1156, региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
На официальном сайте регионального оператора в сети Интернет опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных на территории деятельности регионального оператора, а также предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8) - 8(16) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с п. 148(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г N 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).
В соответствии с пунктом 6 правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем (ответчик) с соответствующим исполнителем (истец), с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст. 426 ГК РФ о публичном договоре.
Исходя из указанного, договор для регионального оператора считается заключенным со стороны регионального оператора в отношении потребителя по истечении 16 дней с момента его официального размещения на сайте регионального оператора на основании конклюдентных действий, в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой) и наличие подписи потребителя на договоре публичной оферты обязательного для заключения потребителем, региональному оператору не требуется.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. С учетом п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 16 ст. 12 ЖК РФ), что не противоречит абз. 2 п. 148(30) Правил N 354.
В соответствии с соглашением № 17 от 23.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», заключённым между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия», данному юридическому лицу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области.
Судом установлено, что ответчик Королев С.Б. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
Из сведений по лицевому счету №, открытому на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, региональным оператором за период с 01.11.2018 года по 10.02.2021 года были оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму в размере <данные изъяты>. исходя из количества 3 проживающих лиц.
Согласно представленным сведениям из ООО «Хартия», а также администрации Великосельского сельского поселения, вывоз твердых коммунальных отходов в настоящее время по адресу жительства ответчика, осуществляется с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>. Оказание услуги осуществляется каждый понедельник и четверг. В период с 01.09.2018 года по 01.02.2021 года услуга «Обращение с ТКО» осуществлялась путем бестарного способа сбора твердых коммунальных отходов еженедельно по четвергам.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения норм материального права и пришел к обоснованным выводам об удовлетворении исковых требований, поскольку истцом надлежащим образом выполняются услуга по вывозу ТБО, вывоз мусора осуществляется по согласованному графику и маршруту с Администрацией муниципального образования, доказательств иного не представлено, ответчик на праве собственности владеет объектом недвижимости по указанному выше адресу, соответственно обязан нести расходы по данной услуге.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда, поскольку данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года, № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 10 Правил № 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ накопления твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Из смысла приведенных норм следует, что на территории Ярославской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам N 1156.
Доводы апелляционной жалобы Королева С.Б. не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В своей совокупности доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой инстанции по обстоятельствам дела.
Фактические обстоятельства по делу судом установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 года за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Гаврилов-Ямского судебного района Ярославской области Коротковой Е.А. от 19 января 2022 года (мотивированное решение вынесено 04 февраля 2022 года) по гражданскому делу по иску ООО «Хартия» к Королеву Сергею Борисовичу о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, а жалобу Королева С.Б. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба на вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (мирового судью судебного участка № 2 Гаврилов-Ямского судебного района Ярославской области) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья Е.В. Чельцова