Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-457/2023 ~ М-413/2023 от 07.09.2023

Гр. дело № 2-457/2023

УИД 04RS0022-01-2023-000700-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарбагатай                                                                                          10 октября 2023 г.

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой С.А., при секретаре Рыгдылоновой Э.Э., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия ФИО3, представителей третьих лиц ФИО2, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» об обязании обеспечить осуществление образовательного процесса учащихся в МБОО «Заводская СОШ» в здании, отвечающим санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям безопасности,

    УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «<адрес>», с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчика обеспечить осуществление образовательного процесса учащихся МБОО «Заводская СОШ» в здании, отвечающим требованиям безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части обеспечения прав детей на доступные и безопасные условия обучения, по результатам которой установлено следующее. МБОО «Заводская СОШ» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>. Здание основной школы (строение литера А) построено в 1860 г., здание начальной школы (литера Б) построено в 1981 г., спортивный зал (пристрой к основному зданию, литера А1) возведен в 1972 <адрес> сведениям МБОО «Заводская СОШ» общее количество учащихся на 2023-2024 учебный год составляет 278 детей. В ходе проверки предоставлены результаты инженерного обследования ООС «Научно-технический центр «Сейсмострой», проведенного в 2009 году. Согласно основным выводам и рекомендациям обследования установлено, что объемно-планировочные решения строений школы не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к функциональному назначению общеобразовательных учреждений (школ). С учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам квалификация фактического технического состояния строений школы в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 может быть определена для строений литер А и А1 как «недопустимое, близкое к аварийному», строения литеры Б как «ограничено работоспособное». Имеющиеся несоответствия антисейсмическим и общестроительным нормам строений могут быть только в некоторой их части быть устранены при реконструкции (капитальном ремонте). Следует учитывать также и критический физический износ конструкций этих строений, указанных в технических паспортах. Согласно заключению ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой» наиболее приемлемым вариантом следует считать строительство новой школы. Кроме того, существующее состояние зданий не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Организация образовательного процесса для учащихся МБОО «Заводская СОШ» в зданиях, не отвечающих требованиям антисейсмических, общестроительных и санитарно-эпидемиологических норм, свидетельствуют о нарушении государственных гарантий в сфере образования, нарушении прав учащихся на безопасные условия обучения и воспитания, охрану жизни и здоровья. МБОО «Заводская средняя образовательная школа» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является МО «Тарбагатайский район», администрация МО «Тарбагатайский район» является уполномоченным органом по организации образовательного процесса для учащихся МБОО «Заводская СОШ» в здании, отвечающем требованиям антисейсмических, общестроительных и санитарно- эпидемиологических норм. Эксплуатация зданий школы, расположенной в <адрес>, в настоящем (неудовлетворительном) техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Представитель истца – старший помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования с учетом уточнения удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представители третьих лиц МБОО «Заводская СОШ» ФИО2, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Иволгинском районе ФИО5 исковые требования просили удовлетворить.

Выслушав представителей истца и третьих лиц, изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно п.п. 1.2, 1.9 Устава МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОО «Заводская СОШ»), учредителем и собственником имущества общеобразовательной организации является МКУ МО «<адрес>». МБОО «Заводская СОШ» является некоммерческой организацией.

                    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

    1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными: государственными образовательными стандартами);

    2)организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

    3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

    4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправление муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

    5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

    6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа;

    7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Согласно ч. 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с п. 2 ч. 3 указанной статьи к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Статьей 10 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» предусмотрено, что органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия создают необходимые условия для реализации права граждан на образование, гарантированного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом и в пределах своей компетенции обеспечивают возможность получения ими образования.

Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия обеспечивают финансовое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия (п. 8 ч 10 ст. 10 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, том числе отклонений от вертикальности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрен законом или договором.

Таким образом, ответчик МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» является уполномоченным органом по организации образовательного процесса для учащихся МБОО «Заводская СОШ» в здании, отвечающем требованиям антисейсмических, общестроительных и санитарно-эпидемиологических норм.

В ходе судебного заседания установлено, что МБОО «Заводская СОШ» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>. Здание основной школы (строение литера А) построено в 1860 г., здание начальной школы (литера Б) построено в 1981 г., спортивный зал (пристрой к основному зданию, литера А1) возведен в 1972 г.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам ФИО5 вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований по итогам проведенного профилактического визита в МБОО «Заводская СОШ», в ходе которого были выявлены следующие нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При проектной вместимости 100 человек в общеобразовательной организации обучается 283 человека, что является нарушением п.2.4.2 СП 2.4.3648-20, поскольку на 1 обучающегося средних и старших классов приходится менее 2,5 кв.м., площади. В первую смену обучается 196 учащихся при проектной вместимости 136 учащихся, площадь учебных кабинетов на 1 обучающегося средних и старших классов приходиться менее 2,5 кв.м., что свидетельствует о переуплотненности. Также в нарушение п. 3.4.10 в здании основной школы отсутствуют туалетные комнаты, в здании начальной школы не соблюден норматив по количеству умывальных раковин. Также в туалетных комнатах отсутствуют условия для инвалидов маломобильных групп. В нарушение п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 в кабинетах начальных классов имеется только холодное водоснабжение. При осмотре здания школы полы и перекрытия во всех помещениях неровные, имеют уклон от внутренней стены к наружным стенам, что является нарушением п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, предусматривающего, что стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений. Аналогичные нарушения выявлялись контролирующим органом при проведении плановой проверки в мае 2022 года. Нарушения образовательной организацией не устранены.

Кроме того, в 2009 году в МБОО «Заводская СОШ» ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой» проведено инженерное обследование, согласно которому объемно-планировочные решения строений школы не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к функциональному назначению общеобразовательных учреждений (школ). С учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам квалификация фактического технического состояния строений школы в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 может быть определена для строений литер А и А1 как «недопустимое, близкое к аварийному», строения литеры Б как «ограничено работоспособное». Имеющиеся несоответствия антисейсмическим и общестроительным нормам строений могут быть только в некоторой их части быть устранены при реконструкции (капитальном ремонте), наиболее приемлемым вариантом следует считать строительство новой школы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку в судебном заседании установлены нарушения со стороны ответчика, изложенные в исковых требованиях, учитывая, что эксплуатация зданий школы в неудовлетворительном техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья обучающихся, суд находит исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая сроки выделения финансирования мероприятий, объем работы, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда для ответчика до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В связи с чем, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде не подлежит взысканию с ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2025 ░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░.

2-457/2023 ~ М-413/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тарбагатайского района
Ответчики
Администрация МО Тарбагатайского района
Другие
Роспотребнадзор по РБ в Иволгинском районе
МБОО "Заводская средняя образовательная школа"
Суд
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия
Судья
Алсагаева Сарра Анатольевна
Дело на сайте суда
tarbagataisky--bur.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Подготовка дела (собеседование)
27.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее