дело № 2-229/2023 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
07 июля 2023 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушиной А.А., при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:
представителя истца –ст.пом. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя ответчика – Администрации Суксунского городского округа, действующей по доверенности Малининой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о возложении обязанности по организации маршрута школьного автобуса, оборудования остановок школьных автобусов,
установил:
прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Суксунского городского округа Пермского края, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просил обязать Администрацию Суксунского городского округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать маршрут движения школьного автобуса МОУ «Киселевская ОШИ» сообщением «д. Киселево-д. Морозково» через д. Пепелыши и д. Нижняя Истекаевка;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
оборудовать остановки школьного автобуса в д. Морозково, д. Пепелыши, д. Н.Истекаевка навесами, огражденными с трех сторон, защищенными барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), имеющими твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с требованиями п. 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016 Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр. (редакция от 31.05.2022);
оборудовать остановки школьного автобуса в д. Морозково, д. Пепелыши, д. Н.Истекаевка указателями с размещением на них условного обозначения знака школьного автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей», надпись «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей, в соответствии с требованиями пункта 2.6 Методических рекомендаций «Организация перевозок обучающихся образовательных и дошкольных образовательных организаций», разработанных Министерством просвещения РФ 02.09.2022.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой Суксунского района проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности образовательных организаций района. При проведении проверки установлено, что муниципальным образовательным учреждением «Киселевская образовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» осуществляются перевозки обучающихся. В приложении к приказу директора школы от 15.02.2023 № 27/1 «Маршрут 3,1 «Киселево-Пепелыши-Киселево» указано, что по данному маршруту в школу доставляется 9 детей, из которых 4 ребенка проживают в д. Пепелыши, а 5 детей проживает в д. Морозково Суксунского городского округа.
Расстояние между населенными пунктами д. Пепелыши и д. Морозково составляет 1,6 км. Таким образом, маршрут сообщением д. Киселево - д. Пепелыши – через д. Истекаевка, указанный в Реестре маршрутов школьных автобусов Суксунского городского округа, организован органом местного самоуправления с нарушениями действующего законодательства, поскольку не предусмотрена остановка в д. Морозково.
Помимо того, остановки школьного автобуса в д. Морозково, д. Пепелыши и д. Истекаевка не оборудованы навесом, остановочные пункты для посадки-высадки школьников по утвержденному школьному маршруту не оборудованы указателями и соответствующими опознавательными знаками, что создает угрозу жизни и здоровью школьников, а также иным участникам дорожного движения.
В целях устранения нарушений действующего законодательством прокурор и просит возложить на муниципалитет указанные выше обязанности.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях с учетом их уточнения настаивает.
Представитель ответчика администрации Суксунского городского округа, действующая по доверенности от 09.01.2020 Малинина Н.П., с иском согласна.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Суксунского городского округа Пермского края в представленном в суд отзыве указал, что с иском согласен (л.д.118).
Заслушав объяснения участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.10.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр. предусмотрено, что остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
В соответствии с п.п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Министерством просвещения Российской Федерации 02 сентября 2022 года разработаны Методические рекомендации «Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций» (далее – Методические рекомендации), которые определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций и сопровождающих лиц школьным автобусом, принадлежащим на законных основаниях образовательным организациям и использующимся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся (далее - перевозки обучающихся).
Из п. 1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся, в том числе, относятся:
- доставка обучающихся в образовательные организации;
- развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).
Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
Пунктами 2.5 - 2.6 Методических рекомендаций определено, что пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.
Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.20162.
Остановки школьного автобуса оборудуются указателями. На указателях размещается условное обозначение знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, прокуратурой Суксунского района по поручению прокуратуры края в связи с обращением гр. Б.В.Г. к заместителю прокурора Пермского края И.А.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности образовательных организаций района (л.д.29).
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Суксунского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок обучающихся. По указанному представлению главе администрации предъявлено требование: рассмотреть представление; принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; сообщить в письменной форме о результатах рассмотрения представления в месячный срок (л.д.10-13).
Согласно письму Администрации Суксунского городского округа от 14.04.2023 № 62 указанное представление прокуратуры рассмотрено с участием заместителя прокурора Туктагулова А.А. По результатам рассмотрения представления сообщено, что сделана заявка в Министерство транспорта Пермского края на выделение финансирования для оборудования остановочных пунктов (л.д.14).
Согласно реестру маршрутов школьных автобусов Суксунского городского округа МОУ «Киселевская ОШИ» осуществляет перевозку обучающихся по маршруту движения д. Киселево-д. Пепелыши, где предусмотрен промежуточный остановочный пункт в д. Истекаевка, протяженность школьного маршрута составляет 27 км (л.д.14-16)
В приложении к приказу директора МОУ «Киселевская ОШИ» от 15.02.2023 № 27/1 «Маршрут 3,1 «Киселево-Пепелыши-Киселево» указано, что по данному маршруту в школу доставляется 9 детей, из которых 4 ребенка проживают в д. Пепелыши, а 5 детей проживает в д. Морозково Суксунского городского округа.
Судом установлено и указано ответчиком в отзыве на иск, что остановочные пункты в д. Пепелыши, д. Нижняя Истекаевка и д. Морозково отсутствуют (л.д.34,35).
Письмом Администрации Суксунского городского округа Пермского края № 275.1-03.12-03-20 от 06.02.2023 в адрес Министерства транспорта Пермского края направлена информация о потребности в оборудовании остановочных пунктов, где, в частности, предусмотрено оборудование остановочных пунктов на автомобильной дороге по ул. Колхозная д. Пепелыши, на автомобильной дороге по ул. Мира в д. Морозково, на автомобильной дороге по ул. Трактовая в д. Нижняя Истекаевка (л.д.36-39).
Суду ответчиком представлен локальный сметный расчет № 01-01-01 на устройство остановок в д. Пепелыши, д. Нижняя Истекаевка и д. Морозково согласно которому сметная стоимость составит 481 494, 85 руб. (л.д.68-100).
Согласно письму финансового управления Администрации Суксунского городского округа Пермского края от 13.06.2023 № 8 указано, что в бюджете Суксунского городского округа на 2023 год мероприятиями муниципальных программ не предусмотрены средства на устройство остановочных пунктов в д. Пепелыши, д. Нижняя Истекаевка и д. Морозково (л.д.40).
Таким образом, судом установлено, что в силу положений вышеуказанных правовых норм, обязанность организовать маршрут движения школьного автобуса, в том числе пунктов посадки и высадки детей, относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.
Невыполнение ответчиком мероприятий по надлежащей организации движения маршрута школьного автобуса, в том числе оборудования остановок школьного автобуса, влечет за собой негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а также нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе является существенным препятствием для организации подвоза детей и получения ими доступного образования.
При изложенных обстоятельствах в их совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в связи с законностью требований иска и его обоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Суксунского района к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о возложении обязанности по организации маршрута школьного автобуса, оборудования остановок школьных автобусов, удовлетворить.
Обязать Администрацию Суксунского городского округа Пермского края:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
организовать маршрут движения школьного автобуса МОУ «Киселевская ОШИ» сообщением «д. Киселево-д. Морозково» через д. Пепелыши и д. Нижняя Истекаевка;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ :
оборудовать остановки школьного автобуса в д. Морозково, д. Пепелыши, д. Н.Истекаевка навесами, огражденными с трех сторон, защищенными барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), имеющими твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с требованиями п. 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016 Свод правил Градостроительство.Планировка и застройка городских и сельских поселений.Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (редакция от 31.05.2022);
оборудовать остановки школьного автобуса в д. Морозково, д. Пепелыши, д. Н.Истекаевка указателями с размещением на них условного обозначения знака школьного автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей», надпись «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей, в соответствии с требованиями пункта 2.6 Методических рекомендаций «Организация перевозок обучающихся образовательных и дошкольных образовательных организаций», разработанных Министерством просвещения РФ 02.09.2022.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.А. Ярушина |
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 года